Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тузовой Т.Н. на решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 20 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 11 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Тузовой Т.Н. об оспаривании действий органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя ООО "Лерон" по доверенности Волгина Д.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тузова Т.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании уведомления управления Росреестра по Ростовской области от 23 августа 2021 года об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес".
Просила признать незаконным внесение в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Обязать управление Росреестра по Ростовской области устранить последствия незаконного внесения в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером N, а также внести в ЕГРН сведения о границах земельного участка Тузовой Т.Н. в соответствии с геодезическими координатами, установленными решением Пролетарского районного суда Ростовской области от 2 декабря 2019 года и зарегистрировать право собственности истца на этот земельный участок.
Решением Пролетарского районного суда Ростовской области от 20 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 11 апреля 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной Тузовой Т.Н. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска в полном объеме.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 20 июня 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 19 июля 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя ООО "Лерон" по доверенности Волгина Д.В, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, решением Пролетарского районного суда Ростовской области от 17 сентября 2018 года определено местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли Тузовой Т.Н. в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 360 000 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером N, согласно указанных в решении геодезических координат.
Признано право собственности Тузовой Т.Н. на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес"; признаны недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером N, входящего в состав единого землепользования N.
Признаны неустановленными границы земельного участка с кадастровым номером N, входящего в состав единого землепользования N, сведения о границах данного земельного участка исключены из Государственного кадастра недвижимости.
Определено местоположение земельного участка с кадастровым номером N, причитающегося Тузовой Т.Н. в счет земельной доли площадью 544 500 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" с границами согласно указанных в решении геодезических координат и признано право собственности Тузовой Т.Н. на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 544 500 кв. м, с границами согласно указанных в решении геодезических координат
Решением Пролетарского районного суда Ростовской области от 2 декабря 2019 года признано право собственности Тузовой Т.Н. на земельный участок площадью 544 500 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская "адрес", с границами согласно указанных в решении геодезических координат.
С целью постановки земельного участка расположенный по адресу: Ростовская область, Пролетарский район, СПК "Буденновский", контур 332, на кадастровый учет и регистрации права собственности на основании решения Пролетарского районного суда Ростовской области от 2 декабря 2019 года Тузова Т.Н. неоднократно обращалась в управление Росреестра по Ростовской области с соответствующим заявлением. Однако государственный кадастровый учет приостанавливался, 11 июня 2020 года Тузовой Т.Н. направлено сообщение об отказе в государственной регистрации права.
Представитель Тузовой Т.Н. 5 мая 2021 года повторно обратилась в управление Росреестра по Ростовской области с аналогичным заявлением.
В ответ 21 мая 2021 года управлением направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета до 23 августа 2021 года по тем основаниям, что границы образующегося земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером N (указаны точки пересечения). Кроме того, из представленного межевого плана следовало, что он подготовлен в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (при этом в состав приложения межевого плана включены решения суда от 17 сентября 2018 года, 2 декабря 2019 года, согласно которым определяется местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельных долей), и, в нарушение положений пунктов 22, 25 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (приложение N 2, Требования к подготовке межевого плана), пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав приложения межевого плана не включены документы, определяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка при его образовании (утвержденный проект межевания земельных участков).
Из материалов дела следует, что сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером N установлены на основании заявления и межевого плана от 12 августа 2020 года, подготовленного в соответствии со вступившим в законную силу решением Пролетарского районного суда Ростовской области от 23 июня 2020 года по иску Погорелова А.В.
На основании изложенного управлением 23 августа 2021 года Тузовой Т.Н. направлено уведомление N КУВД-001/2021-18144387/2 об отказе государственного учета и государственной регистрации прав.
В соответствии со статьями 14 и 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав носит заявительный характер и производится на основании заявления уполномоченного лица и предоставления необходимых документов.
В силу пункта 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (подпункты 1 - 3).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу пунктов 7, 20 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона)
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно Приложению N 1 к приказу Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Приказ N 921), в межевом плане указываются общие сведения о кадастровых работах, в том числе сведения о том, в результате каких работ межевой план подготовлен, а также указываются исходные данные, в том числе сведения о документах, на основании которых он подготовлен.
Согласно подпунктом 4 пункта 22 Приказа N 921 (приложение N 2, Требования к подготовке межевого плана) в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в подпунктах 4, 5, 6, 7 и 8 пункта 22 Требований, копии таких документов включаются в состав Приложения.
Поскольку в представленном межевом плане имелись указанные выше недостатки, установлено пересечение с земельным участком с кадастровым номером 61:31:0600007:32, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению Тузовой Т.Н. от 5 мая 2021 года обоснованно приостановлено 21 мая 2021 года на срок до 23 августа 2021 года.
В течение срока приостановления причины, препятствовавшие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, заявителем не устранены, в связи с чем, регистрирующим органом правомерно отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Судами также установлено, что судебные решения в отношении одного и того же предмета спора - земельного участка Тузовой Т.Н, содержат взаимно противоречащие друг другу сведения в части площади земельного участка и его местоположения.
Таким образом, действия управления Росреестра по Ростовской области являются правомерными, обоснованными и не противоречат нормам действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 20 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 11 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 1 сентября 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.