Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки, по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения ФИО1 и его представителя ФИО5, поддержавших доводы жалобы, заслушав пояснения представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края- ФИО6, просившей жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ФИО8 обратился в суд с иском к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края (далее также- администрация) о признании права на получение мер социальной поддержки.
В обоснование исковых требований указано, что истец постоянно проживает в домовладении по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ливневым дождем на территории Темрюкского городского поселения "адрес", домовладению по указанному адресу причинены повреждения, а имущество, находящееся в нём, утрачено.
ФИО8 обратился в администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района с заявлением о включении его в списки граждан для предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в удовлетворении указанного заявления, поскольку истец в нарушение Порядка оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, не зарегистрирован по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления.
По мнению ФИО1, поскольку он постоянно проживаетв доме, который подвергся затоплению, то обладает правом на получение единовременной материальной и финансовой помощи. Отсутствие регистрации по месту постоянного проживания не свидетельствует об отсутствии права на получение материальной и финансовой помощи при наличии доказательств проживания в данном домовладении и утраты имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд установить факт постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес"; признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в связи с выпадением обильных ливневых осадков на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района; признать за ним право на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб, финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб.; обязать администрацию включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района. Кроме того, истец просил обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 7 декабря 2021 года требования истца удовлетворены. Судом постановлено: признать ФИО1 пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя ДД.ММ.ГГГГ на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района; признать ФИО1 постоянно проживающим по адресу: "адрес" и имеющим право на получение мер социальной поддержки в установленном законодательством размере в соответствии постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 18 августа 2021 года N 890 "Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя ДД.ММ.ГГГГ на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района" в виде: единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей; финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в сумме 100 000 рублей. Также судом указано, что настоящее решение является основанием для включения ФИО1 в списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя ДД.ММ.ГГГГ на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости. Решение обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 марта 2022 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ФИО8 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 марта 2022 года, а решение суда первой инстанции оставить в силе. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции представитель администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края не явился, представил письменные возражения на кассационную жалобу, в которой содержится просьба о рассмотрении дела без его участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ввиду произошедшего подтопления частных домовладений в Темрюкском районе в результате чрезмерного выпадения ливневых осадков, постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 13 августа 2021 года N477-р введен режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Темрюкский район.
В силу указанных выше обстоятельств, домовладению, расположенному по адресу: "адрес", причинены повреждения, а имущество, находящееся в нем утрачено.
ФИО8 обратился в администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района с заявлением, в котором просил включить его в списки граждан, имеющих право на предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, ссылаясь на то, что фактически проживает по названному адресу.
В удовлетворении данного заявления истцу отказано по тем мотивам, что он, в нарушение Порядка оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации не зарегистрирован по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления.
Согласно документам, представленным ФИО8, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, он зарегистрирован по адресу: "адрес".
Акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости составлен на домовладение, расположенное по адресу: "адрес".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, установил, что местом фактического жительства истца является жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", факт повреждения указанного жилого помещения и имущества в нем находящегося, подтверждается актом обследования, составленным выездной комиссией, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласился.
Отменяя решение районного суда и принимая новое постановление об отказе в удовлетворении требований ФИО1, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда указала, что правовые основания для включения истца в списки на оказание материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости отсутствуют, поскольку из представленных истцом документов следует, что он зарегистрирован по адресу: "адрес", а поэтому не соблюден п. 3 Порядка оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в соответствии с которым должен быть подтвержден факт регистрации заявителя в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что обжалуемое судебное постановление принято с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее Правила от 8 декабря 2019 г. N 1928).
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил от 28 декабря 2019 г. N 1928 трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на следующие цели; г) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека).
Согласно пунктам 10, 11 Правил предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях предусмотренных пунктами "в" и "г" пункта 4 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении условий:
а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
- проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
- проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части имущества, находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В соответствии с пунктом 14 Правил от 28 декабря 2019 года N 1928 порядок и условия оказания соответствующих видов помощи гражданам и юридическим лицам устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных настоящими Правилами.
Условия и порядок оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края регламентированы постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 декабря 2016 г. N 1022 "Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края".
Постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 18 августа 2021 года N 890 с учетом указанного постановления от 12 декабря 2016 г. N 1022 утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя 13 августа 2021 года на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района.
В пункте 3 Порядка указано, что предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи осуществляется при одновременно выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий:
- постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
- нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Из вышеприведенных норм права следует, что право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.
Главой 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России ДД.ММ.ГГГГ N, предусмотрено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Учитывая данные рекомендации, следуя положениям статьи 2, 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П, необходимо отметить, что право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющих по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в указанных зонах. При этом, выводы суда о наличии факта постоянного проживания лица в определенном жилом помещении должны быть представлены в судебном постановлении самым убедительным образом, со ссылками на доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости и достоверности.
Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам при разрешении данного спора с учетом доводов сторон относились: установление факта постоянного проживания истца в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", которое попало в зону подтопления и пострадало в результате чрезвычайной ситуации на день введения режима чрезвычайной ситуации; установление объема нарушений условий жизнедеятельности истца в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, наступление частичной или полной утраты имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Однако, судом апелляционной инстанции при определении нуждаемости истца в мерах социальной поддержки с учетом его регистрации по иному адресу, не была дана оценка возможности постоянного проживания истца в домовладении, подвергшемуся затоплению, а также степени утраты принадлежащего ему имущества первой необходимости.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанций в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определилвсе обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не установилэти обстоятельства, не оценил в совокупности имеющиеся по делу доказательства, в связи с чем выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований истца нельзя признать отвечающим требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Без устранения допущенных нарушений норм материального и процессуального права невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены апелляционного определения.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает подлежащим отмене апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 марта 2022 года, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо выяснить обстоятельства, которые определены как значимые и подлежащие выяснению и принять судебное постановление с учетом всех обстоятельств дела и с учетом правильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 марта 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.