Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонов А.С., рассмотрев материалы кассационной жалобы Порубай Анатолия Григорьевича на решение мирового судьи судебного участка N 94 Ялтинского судебного района (городской округ Ялта) Республики Крым от 29 марта 2022 года и апелляционное определение Ялтинского городского суда Республики Крым от 5 июля 2022 года по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" к Порубай Анатолию Григорьевичу о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии на общедомовые нужды,
УСТАНОВИЛ:
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" г. Ялта обратилось к мировому судье с исковым заявлением к Порубаю А.Г. о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии на общедомовые нужды.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Порубай А.Г. является собственником квартиры по адресу: "адрес". Истец является поставщиком тепловой энергии в указанный многоквартирный дом. Порубаю А.Г. была начислена оплата за отопление на общедомовые нужды за период с 1 января 2019 года по 1 мая 2020 года в размере 6623, 71 руб. Порубай А.Г. не произвел оплату, в связи с чем истец просит взыскать с него указанную задолженность.
Решением мирового судьи судебного участка N 94 Ялтинского судебного района (городской округ Ялта) Республики Крым от 29 марта 2022 года исковые требования ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" удовлетворены, с Порубая А.Г. взыскана оплата за отопление на общедомовые нужды за период с 1 января 2019 года по 1 мая 2020 года в размере 6623, 71 руб. и расходы по оплате госпошлины в размере 400, 00 руб.
Апелляционным определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 5 июля 2022 года решение мирового судьи судебного участка N 94 Ялтинского судебного района (городской округ Ялта) Республики Крым от 29 марта 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Порубая А.Г. - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Порубай А.Г. обратился в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе Порубай А.Г. указывает на то, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значения для дела. Установленные судами первой и второй инстанций обстоятельства, не были доказаны. Выводы суда первой и второй инстанции, изложенные в решении суда, не соответствует обстоятельствам дела. Судом допущены нарушения и неправильное применение норм материального права и нормы процессуального права.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу о том, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Порубай А.Г. является собственником квартиры по адресу: "адрес"
В многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, которая подается поставщиком ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго".
В квартире ответчика в соответствии с требованиями статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации выполнено переустройство, в результате которого квартира отключена от центрального теплоснабжения и установлено индивидуальное отопление.
Собственнику начислена оплата за отопление на общедомовые нужды за период с 1 января 2019 года по 1 мая 2020 года в размере 6623, 71 руб.
Как следует из пункта 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с положениями статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, среди них, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (пункт 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Правительство РФ, реализуя полномочие, предоставленное ему частью 1 статьи 157 ЖК РФ, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с положениями части 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктами 1, 2, 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома, находящиеся в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Общедомовой трубопровод системы центрального отопления в силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ, части 1 статьи 36 ЖК РФ относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме и принадлежит им на праве общей долевой собственности.
Согласно ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4). При осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель принимал во внимание необходимость стимулирования потребителей коммунальных ресурсов к эффективному их использованию и, предусмотрев в статье 157 данного Кодекса общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, установилв качестве основного принципа учет потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, а также использованием нормативов потребления коммунальных услуг; делегировав Правительству Российской Федерации полномочие по установлению правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (часть 1 той же статьи), федеральный законодатель руководствовался Конституцией РФ, ее статьями 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1) имея ввиду последовательное воплощение названного принципа в специальных нормах жилищного законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2018 года N 1708, вступившим в силу с 1 января 2019 года, внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, предусматривающие, в том числе формулы расчета платы за услугу по отоплению при отсутствии потребления данной услуги в конкретном помещении многоквартирного дома.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона РФ от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).
Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10 июля 2018 года N 30-П).
В зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 46-П, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, освобождение собственников, демонтировавших систему отопления, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" о взыскании задолженности за оказанную коммунальную услугу по отоплению, мировой судья руководствовался положениями части 1 статьи 39, статьями 153, 157, 158 ЖК РФ, статьями 210, 309, 310, 540, 544 ГК РФ, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20 декабря 2018 года N 46-П, и исходил из того, что отсутствие или наличие у собственников помещений в многоквартирном жилом доме собственной системы отопления не исключает использование внутридомовой системы отопления и не исключает обязанности по внесению платы за тепловую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия индивидуального потребления.
Факт наличия центрального отопления предполагает подачу тепла в дом, пока не доказано иное.
Доказательств отключения многоквартирного дома в целом от системы центрального отопления в материалы дела не представлено.
Отсутствие отопительных приборов и трубопроводов системы отопления в местах общего пользования многоквартирного дома, на что ссылается ответчик и подтверждено протоколом заседания Межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений потребителей коммунальной услуги по отоплению о наличии (отсутствии) приборов отопления в местах общего пользования от 11 октября 2021 года, само по себе не исключает факт оказания истцом коммунальной услуги, а именно предоставление тепловой энергии в целях содержания общего имущества дома, способствующей поддержанию необходимого теплового режима в местах общего пользования данного многоквартирного дома.
Представленный истцом расчет задолженности, составленный в соответствии с требованиями пунктов 42 (1) и 43 Правил по формуле 3 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708 (действующей в период образования задолженности), принят мировым судьей, не опровергнут ответчиком. Подтверждения погашения задолженности ответчиком в материалах дела не имеется.
Ответчик же, ссылаясь на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 27 апреля 2021 года N 16-П и Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 1018, которыми внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, не учел, что в постановлении Правительства указано, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования (опубликовано 2 июля 2021 года). Никаких указаний о распространении на отношения, возникшие до введения его в действие, данный документ не содержит.
Доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию ответчика, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами, но имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, не опровергают выводов судов, а выражают несогласие с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, надлежащим образом исследованных судом и оцененных с учетом правил статьи 67 ГПК РФ.
Такие доводы не могут служить основанием к отмене обжалуемых постановлений, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по-своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение мирового судьи судебного участка N 94 Ялтинского судебного района (городской округ Ялта) Республики Крым от 29 марта 2022 года и апелляционное определение Ялтинского городского суда Республики Крым от 5 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.