Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Ефтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сидоренко Светланы Викторовны, поданную 25 июня 2022 года, на решение Черемховского городского суда Иркутской области от 8 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 марта 2022 года
по административному делу N 2а-798/2021 по административному исковому заявлению Сидоренко Светланы Викторовны к Администрации муниципального образования "город Черемхово" о признании незаконным отказа в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании принять на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Сидоренко С.В. (далее- административный истец, кассатор) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования "город Черемхово" о признании незаконным отказа в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании принять на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, указав в обоснование своих требований, что 17 февраля 1995 года она получила ордер N 254 на жилое помещение - однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес", на семью, состоящую из двух человек - её и несовершеннолетней дочери ФИО8 С этого же времени они зарегистрированы в указанной квартире. С 2004 года они с дочерью вынуждены были снимать другие жилые помещения, так как дальнейшее проживание в этой квартире, и в жилом доме, в целом, стало невозможным. Дом практически никем не обслуживался, ни капитальный, ни текущий ремонт не проводился. После 2014 года в доме отключили электричество и отопление. На неоднократные просьбы в администрации города её заверяли, что при возможности им будет выделена другая квартира. За этот период, она трижды приносила ответчику копии документов, какие ей указывали. И постоянно, когда обращалась вновь, ей говорили, что документы утеряны, соберите по новый пакет документов. По утверждению истца это продолжалось лет пять, последний раз истец приносила документы в 2018 году. И опять, со слов работников администрации, документы были утеряны. В собственности какого-либо жилого помещения у них нет, и не было никогда. В декабре 2019 года дом, в котором они ранее проживали и прописаны до настоящего времени, был вообще снесён, так как, со слов ответчика признан был аварийным. Их никто не ставил в известность о данной ситуации. Какое-либо жильё, ответчик им не предложил. Полагает, что в данной ситуации были грубейшим образом нарушены их права как граждан, так и жильцов. 22 июля 2020 года она обратилась письменно к ответчику с просьбой о постановке её на очередь, как нуждающуюся в жилом помещении.
Ответчик несколько раз заставлял её приносить документы для постановки на очередь, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. 26.02.2021 истец получила от ответчика письменное уведомление о том, что ей отказано в очередной раз, в связи с предоставлением неполного пакета документов, с предложением ознакомиться с его перечнем на информационном стенде администрации, хотя все документы, именно по этому списку, она предоставляла ответчику. Действия администрации нарушают её права и интересы, как гражданина в праве на постановку на очередь, для получения жилого помещения. В связи с чем, административный истец просила признать незаконным, содержащийся в уведомлении администрации муниципального образования "город Черемхово" от 26 февраля 2021 года N805, отказ администрации г..Черемхово в постановке её на учет, как нуждающуюся в улучшении в жилых помещениях с 22 июля 2020 года. Обязать администрацию г..Черемхово принять её на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, с 22 июля 2020 года и выдать ей об этом постановление на руки. В судебном заседании административный истец Сидоренко С.В. административный иск поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно пояснив, что с письменным заявлением в администрацию города Черемхово о постановке её на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, она обратилась 15.09.2020, но заявление у неё не приняли, и она вместе с пакетом документов, который собрала согласно перечню, отправила его по почте. Ей сообщили, что пакет документов не полный и срок действия справок истек. В феврале 2021 г..она дополнительно направила пакет документов (справку с ГИБДД, справку о доходах), а 26.02.2021 получила отказ в постановке её на учет. На протяжении 16 лет она ходила в администрацию города Черемхово с данным вопросом, но каждый раз находились причины отказать ей в постановке на жилищный учет.
Жилой дом "адрес" снесли в декабре 2020 г, а не проживает она в нем с 2004 г, так как здание было разрушено, в нем отсутствовали коммунальные услуги. В ордер на спорную квартиру включена её дочь Сидоренко О.О, но на неё документы в администрацию города Черемхово она не предоставляла. Сидоренко О.О. проживает в Ханты-Мансийске, где зарегистрирована, на получение жилья в г..Черемхово она не претендует.
Решением Черемховского городского суда Иркутской области от 8 сентября 2021 года (далее- решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 марта 2022 года (далее- апелляционное определение, апелляционная инстанция) в иске отказано.
В кассационной жалобе кассатор ставит вопрос об отмене судебных актов, настаивая на том, что суд не исследовал факты в судебном заседании и не дал правовую оценку, с учётом требований жилищного законодательства Российской Федерации, что касается аварийного и подлежащего сносу жилья, расположенного по адресу: "адрес", о принадлежности жилого помещения, на чьём балансе оно состояло, на день его сноса (декабрь 2019 года), в связи с аварийностью, в котором, у истца имеется прописка (регистрация) с 16 декабря 1992 года, на день рассмотрения моего искового заявления в суде и на которое, у истца на руках, имелся ордер от 17.02.1995 года N 254. Кассатор настаивает на том, что суду в обязательном порядке необходимо было исследовать эти вопросы детально, для принятия обоснованного и объективного решения, истец указывает, что у нее имеется прописка (регистрация) в паспорте и ордер на руках, с печатью и подписью на оборотной стороне инспектора отдела по учёту и распределению жилой площади администрации г. Черемхово Иркутской области, когда происходила процедура сноса жилого дома, в котором у истца и дочери была квартира истец указывает, что ответчик не решал вопрос предоставления другого жилого помещения. Кассатор считает, что не имеет значения нехватка документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В данной ситуации по мнению кассатора суд должен был руководствоваться и выяснять сам факт не предоставления администрацией г. Черемхово жилого помещения истцу в связи с аварийностью жилого помещения на которое, у истца имеется ордер, выданный ответчиком, и в котором, истец зарегистрирована.
Кассатор настаивает на том, что суд должен был руководствоваться положениями Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства", Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, которые, учитывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", Кассатор настаивает на том, что в результате сноса дома, в декабре 2019 года, в связи с его аварийностью, в котором находилась квартира, предоставленная истцу ответчиком, администрация г..Черемхово самоустранилась от решения проблемы по обеспечению жилым помещением меня, как жильца указанного дома. По утверждению кассатора суды не дали оценку письму администрации г..Черемхово от 29.07.2020 года N 1382 в адрес истца, о том, что дом, расположенный по адресу: "адрес", не числится в реестре муниципального жилищного фонда, что не признавался межведомственной комиссией аварийным, что ответчик не принимал решения о его расселении и сносе, и как итог, ответчик, таким образом, " снимает" с себя какие-либо обязанности по снесённому жилому дому, на квартиры в котором сам, выдавал ордера, что истец не относится к категории граждан, перечисленных в ст.51 ЖК РФ, в связи с тем, что истцу принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Кассатор настаивает на том, что доводы суда следует воспринимать критически и они не должны были влиять, на требования которые, в просительной части административного искового заявления указывала истец, учитывая факты и события, все неоднократные попытки и действия со моей стороны, которые я предпринимала на протяжении нескольких лет, для постановки меня на очередь, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. Кассатор подтверждая, что названная квартира действительно была ей приобретена 21.04.2021 года.
Описывая обстоятельства приобретения квартиры истец указывает, что обратилась в Черемховский городской суд с административным исковым заявлением, иск был возвращен, впоследствии административное исковое заявление было принято судом и в июне 2021 года и назначено к рассмотрению. С учетом возврата иска и постоянных отказов в постановке на очередь истец согласилась на предложение дочери которая в интересах истца оформила кредит для приобретения истцу после более чем, двадцати лет арендуемых постоянно квартир на 800 000 тысяч рублей (выписки прилагаются, так как, в суд первой инстанции не было возможности это сделать, по причине поступления от дочери их почтой, после судебных заседаний}. По мнению кассатора эта ситуация соответствовала интересам ответчика, который не исполнил свои прямые обязанности, возложенные указанными нормативными актами, не предоставив истцу муниципальное жильё, взамен снесённого аварийного дома. Кассатор настаивает на том, что суд при приятии решения руководствовался "чисто формальными соображениями и выводами", не вникая в суть заявленных требований, Полагает, что суд не учел, что все действия ответчика на протяжении нескольких лет в отношении меня, "строились" по "простой схеме" - "терять периодически" документы для постановки на учёт, которые истец не раз им передавала, когда я это всё делала, без фиксации, дубликатов, копий до 2020 года, настаивает, что действиями ответчика нарушались права и интересы истца, как гражданина, как бывшего нанимателя муниципального жилого фонда, в праве на постановку на очередь, для получения жилого помещения, нарушены права на получение жилого помещения вне очереди, после сноса жилого дома вообще. Апелляционной инстанцией автоматически перенесены выводы суда первой инстанции в апелляционное определение.
Лица, участвующие в деле явку в судебное заседание не обеспечили, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле иных лиц, о времени и месте рассмотрения жалобы извещенных своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, 17 февраля 1995 г. администрацией города Черемхово Сидоренко С.В. был выдан ордер на жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес", на семью, состоящую из двух человек. В ордер в качестве члена семьи нанимателя включена дочь Сидоренко О.О.
Согласно справке МУП "Содействие" г. Черемхово от 10.09.2020, поквартирной карточке формы N 10 в жилом помещении по адресу: "адрес", зарегистрированы: Сидоренко С.В. с 16.12.1992, Сидоренко О.О. с 30.04.2004.
Судом установлено, что 15 сентября 2020 г. Сидоренко С.В. обратилась в администрацию муниципального образования "город Черемхово" с заявлением, в котором просила поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.Включить в состав семьи 1 человека. Указанное заявление поступило в администрацию города Черемхово 18.09.2020, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (вх. N 544).
В судебном заседании Сидоренко С.В. пояснила, что этим заявлением она просила при постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, включить в состав семьи ее дочь Сидоренко О.О.
Вместе с заявлением, Сидоренко С.В. был направлен пакет документов, а именно: копия паспорта, копия ордера, копия паспорта, справка с "Содействия", справка из БТИ, поквартирная карточка, что подтверждается описью вложений почтового отправления в адрес администрации города Черемхово.
Согласно ответу администрации муниципального образования "город Черемхово" от 16.10.2020 N 544, по результатам рассмотрения заявления Сидоренко С.В. и приложенных к нему копий документов, администрацией города Черемхово в соответствии с п. 27 административного регламента в муниципальной услуге "Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", Сидоренко С.В. отказано в постановке на учет нуждающихся по категории малоимущих граждан в соответствии со ст. 49, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку заявителем представлены документы, которые не подтверждают ее право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории малоимущих.
3 февраля 2021 Сидоренко С.В. в адрес администрации муниципального образования "город Черемхово" были дополнительно направлены заказным письмом с уведомлением копии документов, а именно: справка о заработной плате Сидоренко С.В. за 2020 г, справка с РЭО ГИБДД МО МВД России "Черемховский" об отсутствии у Сидоренко С.В. транспортных средств, справка с ОГКУ Центр занятости населения города Черемхово о том, что Сидоренко С.В. на учете в качестве безработной не состоит и пособие по безработице не получает и получены административным ответчиком 04.02.2021.
Указанное подтверждается описью вложений почтового отправления и уведомлением о вручении.
Оригиналы указанных выше документов были направлены Сидоренко 16.02.2021.
Как следует из уведомления администрации муниципального образования "город Черемхово" от 26.02.2021 N 805, комиссией по учету и распределению жилья администрации города Черемхово 25 февраля 2021 года принято решение, в соответствии с п. 36 административного регламента муниципальной услуги "Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", об отказе в постановке Сидоренко С.В. на учет нуждающихся по категории малоимущих граждан в соответствии со ст. 49, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с предоставлением неполного пакета документов. Одновременно заявителю разъяснено, что с полным перечнем документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги можно ознакомиться на официальном сайте администрации города Черемхово в информационно-телекоммуникационной сети -"Интернет" - или на информационных стендах в вестибюле первого этажа здания администрации города Черемхово.
Как установлено в судом, и это обстоятельство как указано в решении суда первой инстанции административным истцом Сидоренко С.В. в судебном заседании не оспаривалось, последней при подаче заявления о постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, не были представлены документы, подтверждающие личность членов семьи заявителя (паспорт ФИО9, свидетельство о её рождении), включенной в ордер в качестве члена семьи нанимателя на жилое помещение по адресу: "адрес", а также документы, в установленном порядке подтверждающие доходы Сидоренко С.В. и ФИО10, справка БТИ на ФИО11, документы, выданные органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, подтверждающих наличие (отсутствие) транспортного средства в собственности Сидоренко О.О, в связи с чем, комиссией по учету и распределению жилья администрации города Черемхово 25 февраля 2021 года обоснованно принято решение, в соответствии с п. 36 административного регламента муниципальной услуги "Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", об отказе в постановке Сидоренко С.В. на учет нуждающихся по категории малоимущих граждан в соответствии со ст. 49, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с предоставлением неполного пакета документов.
Представленный административным истцом в ходе рассмотрения настоящего административного дела пакет документов в отношении ее дочери ФИО12: справка о доходах, справка с ГИБДД, справка о регистрации, копия свидетельства о рождении, копия паспорта, правового значения не имеет, поскольку на момент принятия оспариваемого решения, указанный пакет документов Сидоренко С.В. административному ответчику представлен не был.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции указал, что установлено, что Сидоренко С.В. на праве собственности с 21.04.2021 принадлежит жилое помещение по адресу: "адрес", площадью 30, 3 кв.м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 30.08.2021, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 31.08.2021, в связи с чем, Сидоренко С.В. не относится к категории граждан, перечисленных в ст. 51 ЖК РФ.
Апелляционная инстанция поддержав выводы суда апелляционной инстанции, указала, что доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не исследованы факты аварийности жилого помещения, подлежащего сносу, не учтены обстоятельства того, что административным ответчиком не разрешался вопрос о предоставлении Сидоренко С.В. и членам её семьи другого жилого помещения, не дана оценка тому, что снесенный дом не признавался межведомственной комиссией аварийным отклоняется судебной коллегией, как не относящиеся к существу рассматриваемого спора. Административным истцом оспаривается уведомление администрации муниципального образования "город Черемхово" от 26 февраля 2021 г. N 805, в котором административный ответчик уведомил Сидоренко С.В. о принятом комиссией по учету и распоряжению жилья администрации г. Черемхово 25 февраля 2021 г. решения об отказе в постановке на учет нуждающихся по категории малоимущих в связи с предоставлением неполного пакета документов. Данный факт не оспаривался административным истцом в суде первой инстанции. Отклонив довод истца о том, что наличие у административного истца в собственности жилого помещения, не должно являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска апелляционная инстанция указала, что он основан на неверном толковании норм права, при этом приобретение административным истцом в собственность жилого помещения за счет кредитных денежных средств, правового значения, при разрешении административного иска Сидоренко С.В, не имеет.
Выводы судов являются правильными.
Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Постановлением мэра города Черемхово N123 от 27.02.2012 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Постановлением мэра города Черемхово N 156 от 06.03.2019 внесены изменения в административный регламент предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В соответствии с п. 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" заявителями, имеющими право на предоставление муниципальной услуги, являются граждане, постоянно проживающие на территории города Черемхово и относящиеся к следующим категориям:
а) граждане, признанные малоимущими в порядке, установленном законом Иркутской области, признанные по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
б) определенные федеральным законом, указом Президента РФ категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п. 26 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявитель оформляет заявление на предоставление муниципальной услуги в соответствии с приложением N 1 к настоящему регламенту.
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи;
б) документы, подтверждающие принадлежность заявителя и членов семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым РФ заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма;
в) документы, подтверждающие правовые основании отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (свидетельства о рождении, о заключении брака и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык, в случае если эти свидетельства выданы компетентными органами иностранного государства, соответствующие решения суда и т.д.)
г) документы, подтверждающие право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди;
д)документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем и членами его семьи жилым помещением (жилыми помещениями);
е)документы, в установленном порядке подтверждающие доходызаявителя и членов его семьи, учитываемые при признании граждан малоимущими в соответствии: с законодательством Иркутской области за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления. Исчерпывающий перечень доходов граждан и членов их семей, учитываемых в целях признания заявителя малоимущим для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, утвержден Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 125-ОЗ "О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области";
ж) документ органа (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, подтверждающий наличие (отсутствие) жилых помещений в собственности заявителя и членов его семьи;
з) документы, содержащие в соответствии с законодательством сведения о рыночной стоимости принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи имущества, подлежащего налогообложению;
и) справка с места жительства о составе семьи;
к) документы, выданные органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, подтверждающих наличие (отсутствие) транспортного средства в собственности заявителя и членов его семьи.
В соответствии с п. 36 указанного Административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
а) предоставлениенеполного перечня документов, за исключением документов, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
б) представление документов, которые не подтверждают право соответствующих заявителей состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях;
в) не истек пятилетний срок с момента совершения намеренных действий заявителем муниципальной услуги и (или) членам его семьи, в результате которых такие заявители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (п. 36 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма").
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Суды руководствуясь и правильно применив указанные нормы права установив, что комиссией по учету и распределению жилья администрации города Черемхово 25 февраля 2021 года обоснованно принято решение, в соответствии с п. 36 административного регламента муниципальной услуги "Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", об отказе в постановке Сидоренко С.В. на учет нуждающихся по категории малоимущих граждан в соответствии со ст. 49, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с предоставлением неполного пакета документов, а также установив, что истцу на праве собственности с 21.04.2021 принадлежит жилое помещение по адресу: "адрес", площадью 30, 3 кв.м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 30.08.2021, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 31.08.2021, пришли к обоснованному выводу о том, что Сидоренко С.В. не относится к категории граждан, перечисленных в ст. 51 ЖК РФ. Выводы суда апелляционной инстанции о том, что приобретение административным истцом в собственность жилого помещения за счет кредитных денежных средств, правового значения, при разрешении административного иска не имеет, являются правильными, поскольку законодательство, регулирующее спорные правоотношения не предусматривает возможность признания нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, ставших собственниками жилых помещений за счет кредитных ресурсов.
Ссылка истца на аварийность жилого помещения, в котором прописан истец, правомерно отклонена апелляционной инстанцией, как не относящаяся к существу спора. Ссылка кассатора на новые доказательства подлежит отклонению, поскольку у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по принятию новых доказательств. Довод подателя жалобы о том, что ответчиком неоднократно были потеряны документы связанные с рассмотрением заявления о постановке на учет подлежит отклонению, поскольку материалы рассмотренного спора, указанных доказательств не содержат.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судов по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться. Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Черемховского городского суда Иркутской области от 8 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.