Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Мишиной И.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Засухина Виталия Николаевича, поданную 14 июля 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 мая 2022 г, по административному делу N 2а-2756/2021 по административному исковому заявлению Засухина Виталия Николаевича о признании решения N 227 от 1 февраля 2021 г. и требования N 8859 от 12 апреля 2021 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Новосибирской области незаконными.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителя Межрайонной ИФНС России N 21 по Новосибирской области Куц О.В, поддержавшей доводы, изложенные в возражениях,
УСТАНОВИЛА:
Засухин В.Н. обратился в Дзержинский районный суд г. Новосибирска с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска N N от 1 февраля 2021 г, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, и требования ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска N от 12 апреля 2021 г, основанного на указанном решении.
В обоснование требований указано, что решение налогового органа принято с нарушением требований Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" в совокупности с нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 22 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 мая 2022 г, в удовлетворении требований отказано.
В ходе рассмотрения дела определением суда произведена замена административного истца ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска на правопреемника в порядке реорганизации - Межрайонную ИФНС России N 21 по Новосибирской области.
В кассационной жалобе Засухин В.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, полагает выводы суда обстоятельствам дела не соответствуют, просит направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывает, что был извещен о дате судебного заседания суда апелляционной инстанции назначенного на 17 мая 2022 г. в 16:20 час, судебное заседание не состоялось и перенесено на 17 мая 2022 г. на 16:55 час, о чем ему не сообщили. Судом апелляционной инстанции не дано надлежащей оценке требованию налогового органа N от 12 марта 2021 г, требованию N от 12 апреля 2021 г, приложенных в материалы дела в качестве доказательств и указывающих на взыскание задолженности по налогу в двойном размере за одно и тоже правонарушение. Судом не дано оценки доводу об отсутствии состава налогового правонарушения и отсутствию доказательств его вины. Полагает, что не может быть надлежащим доказательством уведомление N от 4 августа 2020 г. с требованием о предоставлении уточненной налоговой декларации по УСН за 2018 г, которое было вынесено при повторной камеральной проверке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 28 постановления от 9 июля 2020 г.N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что обжалуемым административным истцом апелляционным определением от 17 мая 2022 г. решение суда первой инстанции от 22 декабря 2021 г. оставлено без изменения, кассационный суд считает необходимым также проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных УФНС России по Новосибирской области, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщиками УСН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (пункт 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено настоящим пунктом. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Налоговым периодом признается календарный год; отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 346.19 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:
1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Согласно абзацу 6 пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Согласно пункту 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб, - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1 процент суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта (2018 года - 212 360 руб.).
Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию регулируется статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 29 которой добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 НК РФ, увеличенное в 12 раз.
Индивидуальные предприниматели могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные доходы не только на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за страхование своих работников, но и на сумму страховых взносов в виде фиксированного платежа, уплачиваемых за свое страхование.
Согласно пункту 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Судами установлено, что в период с 20 июня 2017 г. по 25 декабря 2020 г. Засухин В.Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, состоял на учете в ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска.
В соответствии с положениями статей 346.12, 346.13 НК РФ Засухин В.Н. применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы".
28 января 2019 г. Засухиным В.Н. представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2018 г. (объект "доход").
Из декларации следует, что сумма дохода составила 5 213 869 руб.; сумма налога - 312 832 руб.; сумма уплаченных страховых взносов - 266 921 руб.; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, - 45 911 руб. (312 832 - 266 921).
4 августа 2020 г. налоговым органом в адрес Засухина В.Н. направлено уведомление N N в связи с установлением неправомерно указанной суммы оплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды в завышенном размере.
Правомерность направления указанного уведомления подтверждена вступившим в законную силу решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 4 августа 2021 г. по административному делу N 2а-2057/202, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 23 декабря 2021 г, а также кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2022 г.
17 августа 2020 г. Засухин В.Н. представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2018 г.
Согласно уточненной декларации, сумма дохода составила - 5 213 869 руб.; сумма налога - 312 832 руб.; сумма уплаченных страховых взносов - 223 932 руб.; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, - 88 900 руб. (312 832 - 223 932).
В ходе камеральной налоговой проверки уточненной декларации по упрощенной системе налогообложения за 2018 г. налоговым органом установлено, что налогоплательщиком неправомерно заявлена сумма уплаченных страховых взносов, т.к. оплата страховых взносов в 2018 г. произведена в размере 86 922 руб, соответственно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, должна была составлять 255 910 руб. (312 832 - 86 922).
Установлено, что сумма налога за 2018 г. Засухиным В.Н. неправомерно уменьшена на сумму страховых взносов в размере 137 010, 36 руб, уплаченных им в соответствии со статьей 29 Федерального закона N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании" в рамках добровольного пенсионного страхования.
Решением заместителя начальника ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска от 1 февраля 2021 г. N Засухин В.Н. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, установленного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доводы и доказательства, руководствуясь указанными выше нормами материального права, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, исходя из того, что Засухин В.Н. праве был уменьшить сумму налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения за 2018 г. только на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (81 415, 69 руб.) и сумму уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование (5 505, 95 руб.), требование N от 12 апреля 2021 г, направлено в соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, при наличии недоимки. Доводы административного истца о том, что сумма налога должна быть уменьшена также на сумму уплаченных страховых взносов в рамках добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию признаны судом не обоснованными.
Проверяя законность решения суда, судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда согласилась, полагала доводы административного истца основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Доводы кассационной жалобы являлись предметом судебной проверки и оценки в судах первой и апелляционной инстанций, указанным доводам дана правовая оценка, оснований считать которую неправильной, не имеется.
О рассмотрении дела судом апелляционной инстанции 17 мая 2021 г. Засухин В.Н. и иные лица, участвующие в деле, были в надлежащем порядке извещены. Материалы дела не содержат сведений об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, время начала судебного заседания, указанное в протоколе судебного заседания от 17 мая 2021 г. в 16:55 час, вопреки доводам кассационной жалобы не свидетельствует о ненадлежащем извещении административного истца о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, о наличии безусловных оснований для отмены апелляционного определения не свидетельствуют. Представители административных ответчиков принимали участие в судебном заседании, сведений о создании препятствий для участия в судебном заседании административному истцу, не явившемуся в суд апелляционной инстанции, в связи с задержкой начала рассмотрения апелляционной жалобы, доводы кассационной жалобы не содержат.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности начисления пени в связи с выполнением разъяснений налогового органа, исходя из установленных судами обстоятельств, основанием для отмены судебных актов являться не могут, поскольку основаны на неправильной оценке заявителем обстоятельств дела, и неправильном толковании норм материального права. Налоговое уведомление N от 4 августа 2020 г. было направлено о вызове налогоплательщика для дачи пояснений, обязательных указаний применительно к положениям пункта 8 статьи 75 НК РФ уведомление не содержит. Нарушений требования процессуального закона, в том числе статей 84 и 64 КАС РФ судами при рассмотрении дела не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Засухина В.Н. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 22 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке предусмотренные статями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 8 сентября 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.