Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем кассационную жалобу Администрации города Рубцовска Алтайского края, поданную 19 июля 2022 года, на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 17 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19 января 2022 года
по административному делу N 2а-2866/2021 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края об обязании совершить действия, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Начальник территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Губий Г.В. (далее-истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к указанному административному ответчику, в котором просила обязать административного ответчика Администрацию города Рубцовска Алтайского края обеспечить уборку мусора и отходов во всех секторах и вдоль дорог между секторами городского кладбища Песчаный Борок.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в адрес территориального отдела в г..Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю поступило обращение гражданина вх. N 22-11-25-239/ж-2021 от 10.06.2021 г, по вопросу наличия несанкционированной свалки на городском кладбище Песчаный Борок. В ходе рассмотрения, поступившего в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю обращения установлено, что во всех секторах захоронений Рубцовского городского кладбища Песчаный Борок между могилами умерших, а так же вдоль дорог между секторами кладбища непосредственно на земле находятся кучи отходов в виде остатков растений (сухие ветви деревьев, листья, стебли и др.), использованные упаковки от пищевых продуктов (в том числе пустые полимерные бутылки), использованные ритуальные товары (венки, искусственные цветы). Поскольку свалки мусора образовались на территории городского кладбища Песчаный Борок, находящимся в собственности Администрации г..Рубцовска, в связи с этим ликвидация мест несанкционированного размещения отходов должна осуществляться собственником земельного участка, т.е. Администрацией г..Рубцовска. Таким образом, бездействие юридического лица Администрации города Рубцовска Алтайского края, выразившееся в не проведении уборки мусора и отходов во всех секторах и вдоль дорог между секторами городского кладбища Песчаный Борок нарушает ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г..N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1 ст. 13.4.
Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г..N 1156, п.п. 17, 30 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п. 3.2 СанПиН 3.5.2.3472- 17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение", п.п. 2. 2.3, 3.11 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведении дератизационных мероприятий", п. 10.4.1 СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого энцефалита", п. 7.4.1.8 СП 3.1.3310-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами", что может создать условия для развития инфекционных и паразитарных заболеваний.
Для того, чтобы предотвратить возможное возникновение и распространение инфекционных заболеваний среди неопределенного круга лиц г. Рубцовска Алтайского края и уменьшения вредного воздействия на указанный неопределенный круг лиц факторов среды обитания Администрации города Рубцовска Алтайского края (далее-кассатор) необходимо провести предусмотренные законодательством РФ целенаправленные мероприятия. По утверждению истца Администрация города Рубцовска Алтайского края (далее-кассатор) нарушает установленное ст. 8 ФЗ РФ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ право неопределенного круга лиц (граждан) на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, что создает угрозу возникновения и распространения заболеваний среди неопределенного круга лиц (если исходить из самого понятия санитарно-эпидемиологических требований, отраженного в ст.1 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ).
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 17 сентября 2021 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19 января 2022 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) иск удовлетворен.
Кассатор в кассационной жалобе просит отменить судебные акты, указывая, что 29.12.2020 Администрацией города заключен муниципальный контракт N 2020.181 с ООО "Спецтранссервис" на выполнению работ по содержанию территорий общественных кладбищ города Рубцовска Алтайского края в 2021 году, в рамках которого запланирован сбор и транспортировка мусора с территории кладбища в районе п. Песчаный Борок. В рамках указанного контракта Администрацией города Рубцовска производилась ручная и механизированная уборка кварталов, межквартальных проездов, контейнерных площадок и несанкционированных свалок. Работы по сбору и вывозу мусора производились еженедельно. Кроме того, 13.01.2021 Администрацией города Рубцовска заключен муниципальный контракт N 2079МБ с ООО "Вторгеоресурс" на услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования с территории городского кладбища, расположенного в районе п. Песчаный Борок. Кассатор считает, что судами первой и апелляционной инстанции дана ненадлежащая оценка данный доводам. Судами не было принято во внимание, что по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела, 17.09.2021, кладбище находилось в удовлетворительном состоянии. Администрацией города Рубцовска были приняты все возможные меры по его очистке, учитывая, что указанные контракты были исполнены в полном объеме. Администрация города Рубцовска полагает, судом апелляционной инстанции не был учтен довод жалобы о том, что судом первой инстанции неправильно определены нормы права, подлежащие применению, в том числе не определено понятие "качественной расчистки и благоустройства территории", а также не установлено, каким конкретно нормам и правилам не соответствует территория кладбища.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что пункт 6.1 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городских кладбищ города Рубцовска, утвержденного постановлением Администрации города Рубцовска от 19.03.2018 N 562, на законность принятого решения не влияет, кассатор считает необоснованным, так как указанным пунктом установлена обязанность по содержанию мест захоронения, надмогильных сооружений, зеленых насаждений, оформленных могильным холмом в надлежащем состоянии; обеспечение выноса с места захоронения мусора, старых венков, демонтируемых надмогильных сооружений в отведенные места; соблюдение требований пожарной безопасности возлагается на ответственное за захоронение лицо. Кассатор настаивает на том, что административным ответчиком были предприняты все возможные меры по уборке отходов с территории городского кладбища.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами не допущены.
Судом первой инстанции установлено, что в ходе рассмотрения, поступившего в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, обращения N22-11-13/11-23/-2021 от 10.06.2021, произведено обследования Рубцовского городского кладбища Песчаный Борок.
По результатам проверки, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, был составлен Акт от 30.06.2021, согласно которому во всех секторах захоронений Рубцовского городского кладбища Песчаный Борок между могилами умерших, а так же вдоль дорог между секторами кладбища непосредственно на земле находятся кучи отходов в виде остатков растений (сухие ветви деревьев, листья, стебли и др.), использованные упаковки от пищевых продуктов (в том числе пустые полимерные бутылки), использованные ритуальные товары (венки, искусственные цветы).
Согласно п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Между Администрацией города Рубцовска Алтайского края и ООО "Вторгеоресурс" 13.01.2021 был заключен договор N "данные изъяты" на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которому ООО "Вторгеоресурс" обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме 600, 00 м? в год с территории кладбища в районе п. Песчаный Борок, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из пояснений административного ответчика, письменного отзыва ООО "Вторгеоресурс", в рамках заключенного договора м N2079 МБ от 13.01.2021 вывоз ТКО ООО "Вторгеоресурс" осуществлялся в 2021 году только один раз- на основании заявки Администрации города от 17.05.2021. Услуги по обращению с ТКО по данной заявке ООО "Вторгеоресурс" выполнены полностью.
Также между Администрацией города Рубцовска Алтайского края и ООО "Спецтранссервис" 29.12.2020 был заключен муниципальный контракт N2020.181 согласно которому ООО "Спецтранссервис" обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно выполнить на условиях контракта работы по содержанию территорий общественных кладбищ г. Рубцовска Алтайского края в 2021 году в соответствии с техническим заданием, локально сметным расчетом в сроки указанные в контракте.
Судом первой инстанции установлено, что работы в рамках указанных договора и контракта на территории городского кладбища Песчаный Борок, ведутся, что не спаривалось сторонами в судебных заседаниях, однако объем проведенных работ не достаточен для качественной расчистки территории кладбища.
На момент рассмотрения административного дела установлено, что во разных секторах захоронений Рубцовского городского кладбища Песчаный Борок между могилами умерших, а так же вдоль дорог между секторами кладбища непосредственно на земле находятся кучи отходов, что подтверждается фототаблицей осмотра городского кладбища Песчаный Борок от 16.09.2021, осмотр проведен специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Шестерниной С.А.
Факт того, что на территории городского кладбища имеется большое скопление мусора был подтвержден в судебном заседании представителем ООО "Спецтранссервис" Зубаревой О.В, пояснившей, что ООО "Спецтранссервис" в соответствии с заключенным с Администрацией города муниципальным контрактом, осуществляет уборку и вывоз мусора с территории городского кладбища, только в пределах заключенного контракта, т.е. на определенный объем мусора. На данный момент весь мусор с кладбища не вывезен. ООО "Спецтранссервис" выполняет свои обязательства по контракту в полном объеме, в пределах объема финансирования их работ. В рамках заключенного муниципального контракта всего предусмотрено убрать 1000 кубов мусора, а это примерно 10 часть того объема, который необходимо вывезти с территории городского кладбища.
Суд первой инстанции установилфакт несоответствия действующим нормам и правилам обеспечение качественной расчистки и благоустройство территории кладбища и прилегающей к ней территории и пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация г.Рубцовска, так как обязанность по организации мест накопления и сбора ТБО, обеспечение качественной расчистки и благоустройство территории кладбища и прилегающей к ней территории лежит на муниципальном органе - Администрации г.Рубцовска.
Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции, отклонила ссылки ответчика о необоснованном непринятии судом во внимание доводов административного ответчика о том, что в соответствии с пунктом 6.1 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городских кладбищ города Рубцовска, утвержденного постановлением Администрации города Рубцовска от 19 марта 2018 года N 562 согласно содержанию которого обязанность по содержанию мест захоронения, надмогильных сооружений, зеленых насаждений, оформленных могильных холмов в надлежащем состоянии; обеспечение выноса с места захоронения мусора, старых венков, демонтируемых надмогильных сооружений в отведенные места; соблюдение требований пожарной безопасности возлагается на ответственное за захоронение лицо. Апелляционная инстанция указала, что на законность принятого решения данные доводы не влияют, поскольку городское кладбище находится в ведении Администрации города Рубцовска, а лица, виновные в размещении отходов в несанкционированных местах, не установлены, соответственно, обязанность по непосредственному устранению захламления кладбища, возлагается на правообладателя земельного участка.
Выводы судов являются правильными.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
Положения ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Главой 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 07.01.20002 N 7-ФЗ установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Требованиями статьи 51 главы 7 указанного Федерального закона, с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 56 главы 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при нарушении предусмотренных указанной главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Пунктом 1 статьи 22 вышеуказанного Федерального закона закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
На основании ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 11. Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ, исходя из понятия санитарных правил, несоблюдение санитарных правил создает угрозу жизни или здоровья человека, а так же угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч.1 ст. 22 указанного федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа является Администрация города, которая действует на основании Устава муниципального образования "Город Рубцовск".
Согласно п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Аналогичные нормы содержатся в п.25 ст.6 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, утвержденного решением Рубцовского городского Совета депутатов от 18 августа 2011 года N 633 в редакции от 23 января 2020 года.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Закрепление указанных полномочий предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с отходами).
Согласно п. 18 Правил обращения с отходами, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно п. 1 ст. 13.4. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно п. 17 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
Согласно п. 30 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, у общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" собранные листья деревьев, кустарников подлежат вывозу на объекты размещения, обезвреживания или утилизации отходов.
Согласно п. 3.2 СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение" органы местного самоуправления обеспечивают организацию и проведение ликвидации несанкционированных свалок.
Согласно п. 2.2 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" на объектах и на территориях природных очагов инфекционных болезней, располагающихся в пригородной части населенных пунктов или зонах рекреации, юридическими и физическими лицами должны осуществляться дератизационные мероприятия, направленные на борьбу с грызунами.
Согласно п. 2.3 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" объектами, имеющими особое эпидемиологическое значение, являются кладбища.
Согласно п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" санитарно-гигиенические мероприятия включают работы по поддержанию санитарного состояния на объектах и на территории, прилегающей к объектам; проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами.
Согласно п. 7.4.1.8 СП 3.1.3310-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами" органами исполнительной власти муниципальных образований обеспечивается разработка и реализация программ (планов) по профилактике инфекций, передающихся иксодовыми клещами, предусматривающих: благоустройство территорий мест массового пребывания населения, ликвидацию самопроизвольных свалок мусора.
Согласно п. 10.4.1 СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого энцефалита" с целью предупреждения заболеваемости КВЭ проводятся профилактические мероприятия: качественная расчистка и благоустройство территорий кладбищ, как самой территории, так и прилегающей к ней на расстоянии не менее 50 метров. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно- эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и(или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст. 1 Федерального закона от 30.03.2008 N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.2008 N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, которое сформулировано, как "территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов".
ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, в п. 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (п. 4.2).
Руководствуясь указанными нормами права, суд первой инстанции установив факт несоответствия действующим нормам и правилам обеспечение качественной расчистки и благоустройство территории кладбища и прилегающей к ней территории и пришел к правильному выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация г.Рубцовска, так как обязанность по организации мест накопления и сбора ТБО, обеспечение качественной расчистки и благоустройство территории кладбища и прилегающей к ней территории лежит на муниципальном органе - Администрации г.Рубцовска.
Апелляционная инстанция поддержав выводы суда первой инстанции обоснованно указала, что тот факт, что в соответствии с пунктом 6.1 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городских кладбищ города Рубцовска, утвержденного постановлением Администрации города Рубцовска от 19 марта 2018 года N 562, обязанность по содержанию мест захоронения, надмогильных сооружений, зеленых насаждений, оформленных могильных холмов в надлежащем состоянии; обеспечение выноса с места захоронения мусора, старых венков, демонтируемых надмогильных сооружений в отведенные места; соблюдение требований пожарной безопасности возлагается на ответственное за захоронение лицо, на законность принятого решения не влияют, поскольку городское кладбище находится в ведении Администрации города Рубцовска, а лица, виновные в размещении отходов в несанкционированных местах, не установлены, соответственно, обязанность по непосредственному устранению захламления кладбища, возлагается на правообладателя земельного участка.
Ссылка кассатора на то, что ответчиком были предприняты все меры по уборке с территории городского кладбища отклоняются, поскольку об эффективности мер может свидетельствует только положительный результат, который отсутствовал, о чем свидетельствует рассмотренный иск по настоящему делу.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов установленным обстоятельствам дела соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 17 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.