Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Андугановой О.С, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-583/2021 (УИД 38RS0028-01-2021-000570-12) по иску Бермякова Николая Анатольевича к Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску", Администрации Черемховского районного муниципального образования Иркутской области о признании незаконным отказа в назначении единовременной выплаты, признании права на получение социальной единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, восстановлении срока подачи заявления о выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, по кассационной жалобе Бермякова Николая Анатольевича на решение Черемховского городского суда Иркутской области от 10 сентября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснение принимавшего участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи представителя Бермякова Николая Анатольевича - Челышковой Елены Сергеевны, действующей на основании ордера на представление интересов от 24 августа 2022 г. N, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бермяков Николай Анатольевич (далее - Бермяков Н.А, истец) обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску" (далее - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску", ответчик), Администрации Черемховского районного муниципального образования Иркутской области о признании незаконным отказа в назначении единовременной выплаты, признании права на получение социальной единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, восстановлении срока подачи заявления о выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование заявленных требований Бермяков Н.А. указал, что в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости он является собственником земельного участка площадью 12 149 кв. м, категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый N, и расположенного на нем индивидуального жилого дома, площадью N кв. м. по адресу: "адрес" В результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в частности, в Черемховском районе, техническое состояние его жилого деревянного дома, подвергшегося затоплению, значительно пострадало. Таким образом, жилой дом в результате воздействия природной стихии поврежден настолько, что не подлежит восстановлению и капитальному ремонту. В соответствии с инженерно-техническим заключением по результату обследования технического состояния спорного жилого дома, выполненного ООО "Центр экспертизы, оценки и консалтинга САМПАД", объект признается аварийным, непригодным для проживания и рекомендуется к сносу. Бермяков Н.А, реализуя свои права обратился в администрацию муниципального образования для обследования жилого помещения и определении оценки его технического состояния. После получения заключения межведомственной комиссии, истец обратился с заявлением о выдаче свидетельства о предоставлении и назначении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации. В поступившем уведомлении N от 15 марта 2021 г..ОГКУ "Управления социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску" содержится отказ в назначении социальной выплаты по причине подачи заявления, после установленного п. 11 Положения срока. С принятым решением истец не согласен, считает, что у него имеется право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Процедура в отношении признания его жилого дома непригодным для проживания в силу воздействия паводка была полностью соблюдена. Полагает, что затягивание сроков произошло исключительно по вине администрации районного муниципального образования, а пропуск срока обращения обусловлен уважительными причинами, в связи с обжалованием действий администрации районного муниципального образования.
Бермяков Н.А. просил суд признать незаконным отказ ОГКУ "Управление социальной защиты населения но городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску" (в уведомлении N) от 15 марта 2021 г..в назначении Бермякову Н.А.: "Свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области"; признать за Бермяковым Н.А, право на получение социальной единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в связи с утратой жилого помещения, общей площадью N кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес", вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка в июне 2019 года в Черемховском районе Иркутской области; восстановить Бермякову Н.А. срок на обращение с заявлением о выдаче "Свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" в ОГКУ "Управление социальной зашиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску"; обязать ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску", выдать Бермякову Н.А. "Свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" в связи с
утратой жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" "адрес".
Решением Черемховского городского суда Иркутской области от 10 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 декабря 2021 г. в удовлетворении исковых требований Бермякову Н.А. отказано.
В кассационной жалобе Бермяков Н.А. просит об отмене решения Черемховского городского суда Иркутской области от 10 сентября 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 декабря 2021 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает, что у него имеется право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Жилой дом фактически не пригоден для проживания именно по причине воздействия паводковых вод и затопления в июне-июле 2019 года. При этом, процедура в отношении признания спорного жилого дома непригодным для проживания в силу воздействия природных факторов полностью соблюдена. Истец обратился в орган местного самоуправления с заявлением об обследовании технического состояния жилого дома. Однако, Акт обследования помещения и Заключение межведомственной комиссии, согласно выводам которой выявлены основания для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, составлены за пределами срока 25 декабря 2020 г. Кроме того, выражает несогласие с выводом судов о том, что истцом не предоставлено относимых и допустимых доказательств того, что жилое помещение утрачено в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, а также доказательств наличия причинно-следственной связи между текущим состоянием жилого дома и наводнением.
Относительно доводов кассационной жалобы от Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску" поступили письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представители ответчиков ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску", Администрации Черемховского районного муниципального образования Иркутской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Администрации Новостроевского муниципального образования Черемховского района, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает доводы кассационной жалобы заслуживающими внимание.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами при разрешении настоящего гражданского спора допущено неправильное применение норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для отмены принятых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Бермяков Н.А. является собственником земельного участка площадью N кв. м, категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый N и расположенного на нем индивидуального жилого дома, площадью N кв. м с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Определением Черемховского районного суда Иркутской области от 20 октября 2020 г. по административному делу N производство по административному исковому заявлению Бермякова Н.А. к администрации Черемховского районного муниципального образования Иркутской области, администрации Новостроевского муниципального образования Черемховского района Иркутской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии N от 11 февраля 2020 г, постановления администрации Новостроевского муниципального образования N от 6 марта 2020 г. прекращено.
Определением Черемховского районного суда Иркутской области от 2 марта 2021 г. по делу N по административному исковому заявлению Бермякова Н.А. к администрации Черемховского районного муниципального образования Иркутской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности производство по делу прекращено.
Постановлением Администрации Новостроевского муниципального образования N от 15 октября 2020 г. признано утратившим силу постановление администрации Новостроевского муниципального образования от 6 марта 2020 г. N "О признании дома, подлежащим капитальному ремонту".
Истец обратился с заявлением о выдаче свидетельства о предоставлении и назначении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Уведомлением N от 15 марта 2021 г. ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску" отказало Бермякову Н.А. в выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, по причине обращения с заявлением о выдаче свидетельства после установленного пунктом 11 Положения срока.
16 февраля 2021 г. межведомственная комиссия, созданная в соответствии с распоряжением администрации Черемховского районного муниципального образования от 7 июня 2011 N на основании акта межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам обследования помещения по адресу: "адрес" пришла к заключению о наличии оснований для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Из инженерно-технического заключения Центра экспертизы, оценки и консалтинга "САМПАД" по результату обследования технического состояния объекта капитального строительства, расположенного по адресу: "адрес" "адрес" "адрес" следует, что жилое помещение не является пригодным для проживания. Установленное техническое состояние индивидуального жилого дома является последствием паводка в июне 2019 года на территории Иркутской области. Причиной установленного технического состояния индивидуального жилого дома, явилось аварийное замачивание грунтов основания во время паводка в июне 2019 года на территории Иркутской области, в результате которого произошло вымывание грунта и неравномерная осадка вышележащих конструкций, снижение их несущей и эксплуатационной пригодности.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 558-пп установлены границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской "адрес" в границах населенных пунктов муниципальных образований Иркутской области, в которые входит "адрес" муниципального образования, в границах "адрес".
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Бермяков Н.А, полагая, что отказом в предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, нарушены его права и законные интересы, обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая заявленные Бермяковым Н.А. требования о признании незаконным отказа в назначении единовременной выплаты, признании права на получение социальной единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, восстановлении срока подачи заявления о выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что порядок предоставления выплаты имеет заявительный характер, срок обращения граждан за единовременной денежной выплатой ограничен 25 декабря 2020 г, при этом истцом не представлено относимых и допустимых доказательств того, что вышеуказанное жилое помещение, утрачено в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов преждевременными, основанными не неполном и непоследовательном исследовании и выяснении значимых для дела обстоятельств, судебными инстанциями допущено неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены принятых судебных постановлений.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования. Режим чрезвычайной ситуации также введен на территории Черемховского районного муниципального образования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" Правительству Российской Федерации предписано решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средства из Федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья.
Жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" в границах по "адрес" постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N558-пп включен в описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в границах населенных пунктов муниципальных образований Иркутской "адрес".
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем: 1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Также постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее ? Положение от 17 июля 2019 г. N556-пп).
Согласно пункту 6 Положения от 17 июля 2019 г. N556-пп предоставление социальной выплаты осуществляется, в том числе гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
Согласно пункту 10 Положения от 17 июля 2019 г. N556-пп право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством.
В соответствии с п. 11 Положения от 17 июля 2019 г. N556-пп в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина с приложением документов поименованных в п. 12 Положения.
Согласно п. 16 Положения от 17 июля 2019 г. N556-пп учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений):
1) сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области;
2) сведений о признании жилого помещения утраченным;
3) сведений о праве собственности на утраченное жилое помещение или о праве пользования утраченным жилым помещением по договору социального найма - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя;
4) сведений о регистрации членов семьи по месту жительства в утраченном жилом помещении;
5) сведений о наличии (отсутствии) у гражданина, членов семьи в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
7) сведения об учетной норме площади жилого помещения;
8) сведения о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
Согласно п. 17 Положения после получения ответов на запросы (межведомственные запросы), указанные в пункте 16 настоящего Положения, но не позднее 30 рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства, учреждение принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства.
Согласно подпункту 4 пункта 18 Положения обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения (то есть после 25 декабря 2020 года) является основанием для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства.
Суды, отказывая в удовлетворении заваленных истцом требований, пришли к выводу о пропуске истцом установленного пунктом 11 Положения от 17 июля 2019 года N556- пп срока на обращение с заявлением (до 25 декабря 2020года), что, по мнению судов, является достаточным основанием для отказа истцу в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты.
Между тем, указанные выводы судов нельзя признать правомерными, поскольку из установленного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N556-пп Положения о порядке и условиях предоставления гражданам жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, не следует вывод о пресекательном характере срока установленного для обращения граждан за получением социальной выплаты на приобретение (или) строительство утраченного в результате паводка жилья.
Пресекательный срок-это срок существования субъективного права, по истечении которого законодатель констатирует полную утрату у обладателя соответствующего права на его реализацию.
Из контекста пункта 11 утвержденного постановлением Иркутской области от 17 июля 2019 года N556-пп Положения такое толкование и понимание указанного срока не следует, поскольку указанным Положением предусмотрены случаи восстановления, продления, изменения указанных сроков в зависимости от тех или иных обстоятельств.
При этом, как следует из текста искового заявления, Бермяков Н.А. изначально заявлял ходатайство о восстановлении ему срока на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области", мотивировав свое ходатайство тем, что он вынужден был неоднократно обращаться к администрацию Черемховского районного муниципального образования Иркутской области, администрации Новостроевского муниципального образования Черемховского района Иркутской области с требованием о необходимости обследования и последующего повторного обследования его жилого помещения с целью установления непригодности жилого дома для проживания и констатации его аварийного состояния.
Поскольку Администрацией Новостроевского муниципального образования принято изначально незаконное решение от 11 февраля 2020 года N о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская "адрес", "адрес" подлежащим капитальному ремонту, истец обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Черемховского районного муниципального образования Иркутской области, администрации Новостроевского муниципального образования Черемховского района Иркутской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии N от 11 февраля 2020 г, постановления администрации Новостроевского муниципального образования N от 6 марта 2020 года (дело Nа- N в рамках которого истец просил признать незаконным заключение межведомственной комиссии N от 11 февраля 2020 г, постановление администрации Новостроевского муниципального образования N от 6 марта 2020 г. и возложить на администрацию Черемховского районного муниципального образования Иркутской области рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос по выявлению оснований для признания указанного жилого дома непригодным для проживания.
Между тем, установив в ходе рассмотрения дела что представителем административного ответчика обжалуемое Бермяковым Н.А. постановление признано утратившим силу на основании постановления главы Новостроевского муниципального образования от 15 октября 2020 г. N, суд определением от 20 октября 2020 года производство по административному делу N по административному исковому заявлению Б. к администрации Черемховского районного муниципального образования Иркутской области, администрации Новостроевского муниципального образования Черемховского района Иркутской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии N от 11 февраля 2020 г, постановления администрации Новостроевского муниципального образования N от 6 марта 2020 г, возложении обязанности прекратил.
Впоследствии поскольку Администрацией Черемховского районного муниципального образования Иркутской области не проводилось надлежащего обследования принадлежащего ему жилого дома на предмет установления его аварийного состояния, истец повторно обратился в суд с иском о признании незаконными бездействия администрации Черемховского районного муниципального образования, выразившегося в непроведении обследования жилого помещения по адресу "адрес" выразившегося в не уведомлении собственника указанного жилого помещения о дате и времени осмотра жилого помещения и признания его непригодным, возложении на администрацию Черемховского районного муниципального образования Иркутской области обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос по выявлению оснований для признания указанного жилого дома непригодным для проживания. (дело N).
Вместе с тем, в ходе рассмотрения указанного дела административным ответчиком было предоставлено заключение межведомственной комиссии N от 16 февраля 2021 г. об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, в связи с чем, суд пришел к выводу об устранении ответчиком нарушения прав истца в добровольном порядке, в связи с чем, определением от 2 марта 2021 года по делу N производство прекратил.
Суды указанным обстоятельствам, свидетельствующим о принятии истцом мер, направленных в течение всего периода с 2019 по 2021 год на устранение нарушений его прав, допущенных со стороны администрации Черемховского районного муниципального образования Иркутской области по составлению акта межведомственной комиссии о признании его дома аварийным и непригодным для проживания, никакой оценки в обжалуемых судебных актах не дали, не изложили по какой причине указанные обстоятельства не могут быть признаны уважительными причинами пропуска срока на обращение истца в компетентные органы за получением социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утраченного вследствие паводка.
Между тем, изложенные заявителем в тексте ходатайства о восстановлении сроков на обращение в суд с требованием о признании права на получение социальной выплаты являются объективными, независимыми от воли истца, поскольку заключение межведомственной комиссии уполномоченного органа о признании жилого помещения непригодным для проживания является одним из оснований для назначения истцу социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Также суд кассационной инстанции полагает немотивированным и необоснованным вывод судов о недоказанности истцом факта непригодности принадлежащего истцу дома для дальнейшего проживания.
Согласно п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47 (далее - Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N47) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Согласно акта обследования жилого помещения расположенного по адресу Иркутская "адрес" кадастровый номер жилого дома N, год постройки N межведомственная комиссия установила, что указанный жилой дом является одноэтажным, одноквартирным домом, фундамент - обрушен, установлено осыпание, наносы грунта, образование ям и провалов в подпольном пространстве, неравномерная просадка фундамента, смещение и обрушение местами опорных столбов пола. Оклад, венцы поражены гнилью. Стены имеют следы замачивания, гниения и разрушения венцов несущих стен. Перекос оконных и дверных проемов, перекрытие - провисание, прогиб. По печи имеются вертикальные и горизонтальные трещины с раскрытием в 2, 5 мм. Оценка результатов произведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований ООО "ЦЭОиК "САМПАД" от 29 января 2021 года состояние оценивается как аварийное состояние строительных конструкций и здания в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующихся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. С учетом осмотра указанного жилого дома межведомственная комиссия пришла к заключению по результатам обследования помещения по адресу Иркутская "адрес" "адрес" выявлении оснований для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Аналогичное заключение изложено в заключении об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 16 февраля 2021года (комиссия установилаоснования для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу).
При этом указанное заключение не содержит выводов о том, что аварийное состояние жилого дома обусловлено естественным износом его конструкций, напротив межведомственной комиссией было принято как надлежащее и достоверное инженерно - техническое заключение общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы, оценки и консалтинга "САМПАД" по результату обследования технического состояния объекта капитального строительства, расположенного по адресу Иркутская "адрес" N, в котором прямо указано, что установленное техническое состояние индивидуального жилого дома, расположенного по адресу Иркутская "адрес" "адрес" является последствием паводка в июне 2019 года на территории Иркутской области.
То обстоятельство, что указанное заключение межведомственной комиссией о признании жилого дома истца непригодным для проживания составлено 16 февраля 2021 г. не лишает доказательственной силы указанное заключение, поскольку оно составлено в рамках предоставленных межведомственной комиссии полномочий на основании Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47 и подлежит оценке судами в совокупности со всеми доказательствами по делу.
Поскольку допущенные судами ошибки являются неустранимыми на стадии кассационного производства, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции отменяет состоявшиеся судебные постановления суда первой и апелляционной инстанций и направляет дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо учесть изложенное в настоящем определении, рассмотреть заявленное истцом ходатайство о восстановлении срока на обращение в компетентные органы с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого дома и при признании уважительных причин пропуска указанного срока рассмотреть ходатайство о его восстановлении и разрешить спор с точки зрения доказанности значимых по делу обстоятельств, в частности, доказанности факта утраты или уничтожения жилого помещения истца вследствие затопления, произошедшего на территории Иркутской области в июне 2019года.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черемховского городского суда Иркутской области от 10 сентября 2021года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 декабря 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Черемховский городской суд Иркутской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.