Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-849/2021; УИД: 24RS0057-01-2021-001543-77 по иску Красноштана Артура Анатольевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Красноштана Артура Анатольевича на решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 16 декабря 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 марта 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Красноштан А.А. обратился в суд с иском о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово Красноярского края (межрайонное) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж период его работы с 1 декабря 1989 г. по 29 июня 1997 г. в качестве литейщика-формовщика литейнотермического участка Измаильского судоремонтного завода и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 22 июня 2020 г.
Требования мотивированы тем, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, имея необходимую продолжительность работы по профессии, предусмотренной Списком N 1. Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово Красноярского края (межрайонное) ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При определении права на досрочное пенсионное обеспечение ответчиком не принят к зачету спорный период.
Принятое решение считает незаконным, так как должность литейщика-формовщика, которую он занимал в спорный период, предусмотрена утвержденными списками работ с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию на льготных условиях, ответом Пенсионного фонда Украины подтверждается уплата в спорный период обязательных взносов в Пенсионный фонд, отсутствие сведений о проведении аттестации рабочих мест не должно приводить к нарушению пенсионных прав, в связи с чем пенсия должна быть назначена со дня обращения, то есть с 22 июня 2020 г.
В порядке процессуального правопреемства, определением Шарыповского городского суда Красноярского края от 12 октября 2021 г. произведена замена ответчика на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю.
Решением Шарыповского городского суда Красноярского края от 16 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 марта 2022 г, в удовлетворении исковых требований Красноштана Артура Анатольевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 22 июня 2020 г, включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано.
В кассационной жалобе истец Красноштан А.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю Гурман Т.С. принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22 июня 2020 г. Красноштан А.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в чем ему было отказано решением N от 22 июня 2020 г. на основании того, что страховой стаж истца по делу на день обращения за назначением пенсии составил 22 года 8 месяцев 27 дней, стаж на соответствующих видах работ (в качестве вагранщика на литейном участке на Измаильском заводе ремонтно-технологического оборудования (Украина) составил 3 года 10 месяцев 5 дней; в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ, не включены периоды нахождения на спецсборах с 29 января 1989 г. по 29 апреля 1989 г. и период работы с 11 декабря 1989 г. по 11 июня 1997 г. в качестве литейщика-формовщика литейно-термического участка на Измаильском судоремонтном заводе (Украина), всего 7 лет 9 месяцев.
Периоды работы истца с 8 октября 1985 г. по 13 октября 1988 г, с 1 ноября 1988 г. по 28 января 1989 г, с 30 апреля 1989 г. по 30 ноября 1989 г. в качестве вагранщика на литейном участке на Измаильском заводе ремонтно-технологического оборудования зачтен в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Разрешая исковые требования о включении спорного периода в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что сведения о выполняемой истцом работе в течение спорного периода, в том числе о его трудовых обязанностях, характере выполняемой работы, данные о проведении аттестации рабочих мест литейщика-формовщика, формовщика, формовщика ручной формовки литейного либо литейно-термического участка, предоставлены не были, в связи с чем, отказал в удовлетворении требований.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, согласилась с выводом суда и его правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды при разрешении спора правильно применили нормы материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются: Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке:
а) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержатся в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
Подпунктами 1 и 2 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установлено, что подтверждению подлежат подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно пункту 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со Списком N 1 от 1956 г, в разделе XI "Металлообработка", подразделе 1 "Литейное производство", пп. "а" "Рабочие" предусмотрены заливщики металла, старшие заливщики; литейщики, старшие литейщики; рабочие на плавке и разливке металла; формовщики, участвующие в литье.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N1 от 1991 г, раздел XI "Металлообработка", подраздел 1 "Литейное производство", пп. "а" "Рабочие" пользуются: заливщики металла (позиция 1110100а-1276); литейщики металлов и сплавов (позиция 1110100а-13392); формовщики ручной формовки, участвующие в литье (позиция 1110100а-19430).
Должность литейщика-формовщика вышеуказанных Списках не поименована.
Должность литейщик-формовщик существовала до принятия "Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Выпуск 2. Разделы: "Литейные работы", "Сварочные работы", "Котельные, холодноштамповочные, волочильные и давильные работы"; "Кузнечно-прессовые и термические работы"; "Механическая обработка металлов и других материалов"; "Металлопокрытия и окраска"; "Эмалирование"; "Слесарные и слесарно-сборочные работы"; утвержденного постановлениями Госкомтруда СССР от 28 октября 1968 г. N 344, от 21 января 1969 г. N 22 (далее - ЕТКСРиПР N 344/22). В данном ЕТКСРиПР N 344/22, в пункте 51 "Перечня наименований профессий, настоящим разделом, с указанием их наименования по ранее действовавшим ТКС" указано, что должность литейщик-формовщик, указанная в ранее действовавшем ТКС "Металлообработка", соответствует должности формовщик ручной формовки, указанной в настоящем ЕТКСРиПР N 344/22. В ЕТКСРиПР N 344/22 должность литейщика-формовщика указана не была. Из характеристики работ по должности формовщик ручной формовки раздела "Металлообработка", подраздела "Литейные работы", ЕТКСРиПР N 344/22 следует, что формовщики ручной формовки производят вручную формовку в почве или в опоках сложных и ответственных отливок по разъемным и скелетным моделям, шаблонам, образцам. При этом в характеристике работ не указано, что они участвуют в литье.
В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих. Выпуск 2. Разделы: "Литейные работы" "Сварочные работы", "Котельные, холодноштамповочные, волочильные и давильные работы"; "Кузнечно-прессовые и термические работы"; "Механическая обработка металлов и других материалов"; "Металлопокрытия и окраска"; "Эмалирование"; "Слесарные и слесарно-сборочные работы", утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 16 января 1985г. N 17/2-54 (утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Минтруда РФ от 15 ноября 1999 г. N 45) в разделе "Литейные работы" указано наименование профессии "формовщик ручной формовки", наименование профессий "литейщик-формовщик" не указано. Из характеристики работ по должности формовщики ручной формовки следует, что они осуществляют формовку вручную по моделям, в опоках или в почве для простых отливок малых размеров, имеющих на поверхности небольшие выступы, с мелкими и простыми стержнями. При этом в характеристике работ не указано, что они участвуют в литье.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012г. N 30 (ред. от 28 мая 2019г.) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе архивные справки, судебные инстанции, пришли к обоснованному выводу что в имеющихся в письменных материалах дела доказательствах отсутствуют сведения об условиях работы истца и характере выполняемой им работы, в связи с чем, руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием суды обоснованно пришли к выводу, что оснований, при отсутствии подтверждения в спорный период особых условий работы, для включения его в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии не имеется.
Поскольку на дату обращения за назначением пенсии - 22 июня 2020 г. возраст истца составил 57 лет, при этом его специальный стаж в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 3 года 10 месяцев 5 дней, суды правомерно отказали истцу в удовлетворении иска.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 16 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Красноштана Артура Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.