Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Андугановой О.С, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-818/2022 (УИД: 42RS0009-01-2021-010878-65) по иску Черкащенко Ирины Анатольевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и включении спорных периодов в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 7 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Черкащенко Ирина Анатольевна (далее - Черкащенко И.А, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии от 8 июля 2020 г. N и включении спорных периодов в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Черкащенко И.А. указала, что 14 апреля 2020 г. она обратилась через сайт Пенсионного фонда Российской Федерации в Клиентскую службу (на правах отдела) в г. Березовском с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 8 июля 2020г. N ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине недостаточности педагогического стажа, в наличии 19 лет 21 день, при требуемом - 25 лет.
При принятии решения ответчиком из подсчета ее педагогического стажа были исключены следующие периоды:
с 1 марта 1994 г. по 7 декабря 1994 г. (9 месяцев 7 дней) - работа воспитателем в Дошкольном центре "Малышок", так как Списками от 6 сентября 1991 г. N, от 22 сентября 1999 г. N, от 29 октября 2002 г. N наименование учреждения "дошкольный центр" не предусмотрено;
с 8 декабря 1994 г. по 5 января 2000 г. (5 лет 28 дней) - работа воспитателем в ясли-сад "Малышок", так как из представленных документов не усматривается статус юридического лица, стаж на соответствующих видах работ подтвержден работодателем без кода особых условий;
с 14 мая 2010 г. по 2 июня 2010 г. (19 дней), с 9 сентября 2013 г. по 25 сентября 2013 г. (17 дней) - курсы повышения квалификации, так как действующими Правилами подсчета стажа не предусмотрено включение указанных периодов в специальный страховой стаж.
Считает в указанной части решение ответчика незаконным, так как отказ во включении спорных периодов в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, противоречит положениям действующего законодательства и повлек существенные нарушения ее конституционных прав, поскольку Списками предусмотрены детские дошкольные учреждения всех типов, а повышение квалификации является обязательным условием педагогической деятельности, в период, за который за ней сохранялась заработная плата и работодателем производились отчисления страховых взносов.
Истец полагает, что на дату обращения с заявлением с учетом спорных периодов (5 лет 11 месяцев 11 дней) ее педагогический стаж составляет 25 лет 2 дня.
Черкащенко И.А. просила суд признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 8 июля 2020 г. N в части отказа зачесть в ее стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды:
- с 1 марта 1994 г. по 7 декабря 1994 г. (9 месяцев 7 дней) - работа воспитателем в Дошкольном центре "Малышок";
- с 8 декабря 1994 г. по 5 января 2000 г. (5 лет 28 дней) - работа воспитателем в ясли-сад "Малышок";
- с 28 мая 2010 г. по 2 июня 2010 г. (5 дней), с 9 сентября 2013 г. по 25 сентября 2013 г. (17 дней) - курсы повышения квалификации.
Обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу включить ей в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указанные выше периоды и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права на нее - с 26 октября 2021 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 7 февраля 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбассе (межрайонное) N от 8 июля 2020 г. об отказе в установлении пенсии в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы:
с 1 марта 1994 г. по 7 декабря 1994 г. (9 месяцев 7 дней) - работа воспитателем в Дошкольном центре "Малышок", с 8 декабря 1994 г. по 5 января 2000 г. (5 лет 28 дней) - работа воспитателем в ясли-сад "Малышок", с 28 мая 2010 г. по 2 июня 2010 г. (5 дней), с 9 сентября 2013 г. по 25 сентября 2013 г. (17 дней) - курсы повышения квалификации.
На ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить Черкащенко И.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следующие периоды: с 1 марта 1994 г. по 7 декабря 1994 г. (9 месяцев 7 дней) - работа воспитателем в Дошкольном центре "Малышок", с 8 декабря 1994 г. по 5 января 2000 г. (5 лет 28 дней) - работа воспитателем в ясли-сад "Малышок"; с 28 мая 2010 г. по 2 июня 2010 г. (5 дней), с 9 сентября 2013 г. по 25 сентября 2013 г. (17 дней) - курсы повышения квалификации.
В удовлетворении требования обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу назначить Черкащенко И.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 октября 2021 г. отказано.
С ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Черкащенко И.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 июня 2022 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 7 февраля 2022 г. в части отказа в обязании ОПФР по Кемеровской области Кузбассу назначить Черкащенко И.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 октября 2021 г. отменено.
В отмененной части принято новое решение, которым на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность назначить Черкащенко И.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 октября 2021 г.
В остальной обжалованной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ОПФР по Кемеровской области ? Кузбассу просит об отмене решения Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 7 февраля 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 июня 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что обжалуемые судебные постановления являются незаконными ввиду неверного толкования норм материального права и пенсионного законодательства.
Оценив представленные истцом документы, ответчиком принято решение отказать Черкащенко И.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку отсутствует стаж на соответствующих видах работ (в наличии - 19 лет 21 день, при требуемом - 25 лет).
Заявитель кассационной жалобы полагает, что отсутствуют основания для зачета в стаж на соответствующих видах работ в соответствии со Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 22 сентября 1999 г. N 1067, от 29 октября 2002 г. N следующих периодов работы истца: с 1 марта 1994 г. по 7 декабря 1994 (9 мес. 7 дней) воспитателем в Дошкольном центре "Малышок", с 8 декабря 1994 г. по 5 января 2000 г. (5 лет 28 дней) - воспитателем в ясли-сад "Малышок", поскольку из представленных документов не усматривается статус юридического лица учреждения. Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. Правовой статус учреждения подтверждается уставом. Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица, регистрационный N от 13 января 2000 г. с 8 декабря 1994 г. Муниципальное учреждение Детский сад N "Малышок", является юридическим лицом с 13 января 2000 г. (акт проверки N от 9 августа 2002 г.). Стаж на соответствующих видах работ работодателем подтвержден без кода особых условий. Также полагает неправомерным включение в специальный страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 14 мая 2010 г. по 2 июня 2020 г. (10 дней) и с 9 сентября 2013 г. по 25 сентября 2013 г. (17 дней).
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Черкащенко И.А, представитель ответчика ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 14 апреля 2020 г. истец Черкащенко И.А. обратилась через сайт Пенсионного фонда Российской Федерации в Клиентскую службу (на правах отдела) в г. Березовском с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N от 8 июля 2020 г. Черкащенко И.А. отказано в установлении указанной досрочной страховой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие требуемого педагогического стажа. В страховой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, включены по Списку от 29 октября 2002 г. N периоды работы истца с 1 февраля 2001 г. по 13 апреля 2020 г.
При принятии решения ответчик не усмотрел оснований для включения в педагогический стаж Черкащенко И.А, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периодов работы: с 1 марта 1994 г. по 7 декабря 1994 г. (9 месяцев 7 дней) воспитатель в Дошкольном центре "Малышок", так как Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 22 сентября 1999 г. N 1067, от 29 октября 2002 г. N 781 наименование учреждения "дошкольный центр" не предусмотрено; с 8 декабря 1994 г. по 5 января 2000 г. (5 лет 28 дней) воспитатель в яслях - саду "Малышок", так как из представленных документов не усматривается статус юридического лица, стаж на соответствующих видах работ подтвержден работодателем без кода особых условий; с 14 мая 2010 г. по 2 июня 2010 (19 дней), с 9 сентября 2013 г. по 25 сентября 2013 г. (17 дней) - курсы повышения квалификации, так как Правилами N 516 от 11 июля 2002 г. не предусмотрено их включение в специальный страховой стаж.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции указал, что Черкащенко И.А. работала в спорные периоды с 1 марта 1994 г. по 7 декабря 1994 г. (9 месяцев 7 дней), с 8 декабря 1994 г. по 5 января 2000 г. (5 лет 28 дней) в должности, и в детском учреждении, которые дают ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, соответственно, указанные периоды подлежат зачету в ее специальный педагогический стаж. Также суд указал, что среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации не поименованы, период нахождения на курсах повышения квалификации приходился на период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с чем, периоды нахождения Черкащенко И.А. на курсах повышения квалификации с 28 мая 2010 г. по 2 июня 2010 г. (5 дней), с 9 сентября 2013 г. по 25 сентября 2013г. (17 дней) подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Отказывая в удовлетворении иска о назначении пенсии, суд указал, что специальный стаж истца на дату обращения за назначением пенсии составлял 24 года 11 месяцев 18 дней, что недостаточно для назначения пенсии с момента обращения за ее назначением 14 апреля 2020 г. С учетом положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" назначение пенсии педагогическим работникам переносится с момента выработки стажа на соответствующих видах работ на срок, предусмотренный приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N400- ФЗ "О страховых пенсиях".
Право на установление пенсии по старости у Черкащенко И.А. не возникло ни на дату ее обращения за назначением пенсии, ни на дату вынесения оспариваемого решения ответчиком, при этом периоды работы истца, начиная с 14 апреля 2020 г. и по 26 октября 2021 г. не оценивались Пенсионным фондом Российской Федерации на предмет включения их в специальный стаж, требований о включении судом таких периодов в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии истцом также не заявлено, в связи с чем, суд пришел к выводу, что требование истца о возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 26 октября 2021 г. удовлетворению не подлежит.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение Центрального районного суда г. Кемерово от 7 февраля 2022 г. в части отказа в обязании ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу назначить Черкащенко И.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 октября 2021 г. отменил.
В отмененной части принято новое решение, которым на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность назначить Черкащенко И.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 октября 2021 г.
В остальной обжалованной части решение суда оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергается.
Согласно пункта 19 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г, включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
С учетом разъяснений, изложенных в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 (ред. от 28 мая 2019 г.) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" судам предписано, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 -1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463 (далее - Список от 6 сентября 1991 г. N) установлено включение в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода работы в должности воспитателя в Детском дошкольном учреждении всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067 (далее - Список от 22 сентября 1999 г. N1067) предусмотрено включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работы в должности воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях; детский сад, детский сад общеразвивающего вида, художественно - эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников, детский сад компенсирующего вид, детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка - детский сад.
Суд первой инстанции установил, что согласно исторической справке N от 6 октября 2020 г, выданной Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Детский сад N "Звездочка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников, на основании решения исполнительного комитета Березовского городского Совета народных депутатов Кемеровской области N от 28 февраля 1991 г..детским яслям "Малышок" изменен тип на ясли-сад с присвоением номера N и сохранением названия "Малышок"; на основании распоряжения Администрации г..Березовского Кемеровской области от 28 июля 1992 г..N423 ясли-сад N 22 "Малышок" реорганизован в дошкольный микрорайонный центр "Малышок" с 1 августа 1992 г..(приказ N от 3 августа 1992 г..отдела народного образования "О реорганизации ясли-сад "Малышок").
На основании распоряжения Администрации г..Березовского Кемеровской области от 8 июня 1999 г..N-р утратило силу распоряжение Администрации г..Березовского Кемеровской области от 28 июля 1992 г..N "О реорганизации яслей-сада N 22 "Малышок" в дошкольный микрорайонный центр "Малышок"; 24 ноября 1998 г..приказом отдела образования Администрации г..Березовского N утвержден Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N "Малышок"; 23 октября 2006 г..приказом отдела образования Администрации г..Березовского N утвержден Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N "Малышок" общеразвивающего вида; 2 апреля 2007 г..приказом отдела образования Администрации г..Березовского N утверждены дополнения и изменения к Уставу Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад 22 "Малышок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального, художественно-эстетического и физического развития; 1 февраля 2010 г..приказом управления образования г..Березовский N утвержден Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N "Малышок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей; 26 декабря 2011 г..распоряжением КУМИ Березовского городского округа N-р утвержден Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N "Малышок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей; 1 августа 2012 г..распоряжением КУМИ Березовского городского округа N-р утвержден Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N "Малышок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников; 31 декабря 2014 г..на основании постановления Администрации Березовского городского округа от 29 сентября 2014 г..N 630 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N
22 "Малышок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников реорганизовано в форме присоединения в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "Звездочка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников.
В качестве учреждений дошкольного воспитания в систему дошкольного образования до 1 января 2003 г. входили детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки (код 92400).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 утвержден список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Разделом "Наименование учреждений" Списка предусмотрены "Детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли)". В разделе "Наименование должностей" Списка названа должность "воспитатель".
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.19 ч. 1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в п. 1.8 раздела "Наименование учреждений" предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. г. N 677, дошкольные образовательные учреждения - детские ясли-сад, детский комбинат были переименованы в соответствии с их направленностью - детский сад, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад общеразвивающего вида и т.д.
Таким образом, как верно установили суды первой и апелляционной инстанций, работа в соответствующих должностях в учреждениях для детей, которые не обладают правами юридического лица, а являются структурными подразделениями организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
То обстоятельство, что дошкольное учреждение ясли-сад "Малышок" являлось структурным подразделением отдела образования Администрации г. Березовского с 1 марта 1991 г. и не имело регистрации в качестве юридического лица до 13 января 2000 г, не может служить основанием для отказа во включении периода работы Черкащенко И.А. с 1 марта 1994 г. по 7 декабря 1994 г. и с 8 декабря 1994 г. по 5 января 2000 г. в специальный страховой стаж, поскольку законодательство не связывает возможность включения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов осуществления педагогической деятельности только в учреждениях, являющихся юридическими лицами, включение спорного периода в специальный стаж в зависимости от правового статуса дошкольного учреждения, где работала истец, является необоснованным, нарушает ее права.
Согласно п. п. 4, 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы, выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а, начиная с 1 сентября 2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Из сведений о трудовом стаже Черкащенко И.А. по форме СЗВК, структурным подразделением отдела образования ясли-сад "Малышок" за период работы с 1 марта 1994 г. по 12 января 2000 г. в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения об особых условиях труда не передавались, указывался только код по выслуге лет - ЗП80ПД.
Указание кода особых условий труда стало обязательным для работодателя в связи с введением в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 1 января 2002 г.
С учетом изложенных обстоятельств, суды правомерно включили в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы истца с 1 марта 1994 г. по 7 декабря 1994 г. (9 месяцев 7 дней) в должности воспитателя в Дошкольном центре "Малышок" и с 8 декабря 1994 г. по 5 января 2000 г. (5 лет 28 дней) в должности воспитателя в ясли - саду "Малышок".
В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Во время обучения на курсах повышения квалификации Черкащенко И.А. сохраняла трудовые отношения с работодателем, ей начислялась заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, что подтверждается копией ее трудовой книжки и сведениями с индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Поскольку работодатель предъявляет определенные требования к уровню профессиональной подготовки педагогических работников, повышение квалификации предусматривается должностными обязанностями, то периоды нахождения на курсах повышения квалификации для профессиональной переподготовки приравниваются к работе, во время выполнения которой работник направляется на данные курсы и исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает правомерным включение в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с 28 мая 2010 г. по 2 июня 2010 г. (5 дней) и с 9 сентября 2013 г. по 25 сентября 2013 г.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 установлено, что период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков.
С учетом разъяснений, изложенных в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции правомерно включен в специальный страховой стаж, необходимый для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости период ее временной нетрудоспособности в связи с рождением ребенка с 6 января 2000 г. по 10 июня 2000 года (5 месяцев 5 дней), которые также необоснованно не были учтены пенсионным органом при исчислении ее специального страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более, чем за шесть месяцев до достижения такого возраста, либо наступления таких сроков.
Таким образом, закон связывает исчисление срока назначения пенсии указанной категории граждан с датой наступления права на пенсию.
Судом апелляционной инстанции верно установлено, что с учетом включенных пенсионным органом периодов работы истца (19 лет 0 месяцев 21 день) и спорных периодов (5 лет 11 месяцев 13 дней), а также периода декретного отпуска истца с 6 января 2000 г. по 10 июня 2000 г. (5 месяцев 5 дней), специальный страховой стаж истца составил 25 лет 9 месяцев 09 дней, право на пенсию у истца возникло в силу Приложения N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" и пенсия истцу подлежала назначению с 10 июня 2020 г. С учетом изложенного, и ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", истцу пенсия подлежит назначению с 26 октября 2021 г.
Доводы заявителя кассационной жалобы были подробно оценены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций суд кассационной инстанции не усматривает. С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 7 февраля 2022 г, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.