Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-22/2022 (УИД 55RS0014-01-2021-001882-79) по иску Мостовой Марины Григорьевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Омской области о взыскании не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области на решение Калачинского городского суда Омской области от 12 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мостовая Марина Григорьевна (далее по тексту - Мостовая М.Г.) обратилась в Калачинский городской суд Омской области с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Омской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 9 по Омской области) о взыскании компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 60 392, 47 рублей, излишне удержанного налога на доходы физических лиц в размере 2 611 рублей.
Решением Калачинского городского суда Омской области от 12 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 апреля 2022 г, исковые требования Мостовой М.Г. удовлетворены. С Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области в пользу Мостовой М.Г. взыскана компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 60 392, 47 рублей, излишне уплаченный налог на доход физических лиц в размере 2 612 рублей.
Межрайонная ИФНС России N 9 по Омской области обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, принятых с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, просит решение Калачинского городского суда Омской области от 12 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 апреля 2022 г. отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Мостовая М.Г. 16 мая 2019 г. была принята в Межрайонную ИФНС России N 1 по Омской области на должность государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта отдела общего обеспечения. С 1 сентября 2020 г. замещала должность специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области.
В соответствии с условиями служебного контракта N 17 от 6 августа 2020 г. Мостовой М.Г. установлено денежное содержание, включающее в себя месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) - 3 467 рублей; месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин) - 1 280 рублей, ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере 10% должностного оклада - 347 рублей, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 60 % этого оклада - 2 081 рубль; ежемесячное денежное поощрение в размере 3 467 рублей, премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области, исполнения должностного регламента; единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В период прохождения государственной гражданской службы Мостовой М.Г. на основании приказов Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области выплачивались суммы материального стимулирования: по приказу от 19 апреля 2021 г. N 01-05/077дсп в размере 19 500 рублей; по приказу от 21 мая 2021 г. N 01-05/131 в размере 25 000 рублей; по приказу от 22 июня 2021 г. N 01-05/158 в размере 26 000 рублей; по приказу от 13 июля 2021 г. N 01-05/175дсп в размере 19 638, 99 рублей; по приказу от 27 июля 2021 г. N 01-05/184дсп в размере 22 850 рублей; по приказу от сентября 2020 г. N 01-05/221 дсп в размере 20 000 рублей; по приказу от сентября 2020 г. N 01-05/220дсп в размере 14 428, 50 рублей; по приказу от 23 ноября 2020 г. N 01-05/274дсп в размере 13 265 рублей; по приказу от 8 декабря 2020 г. N 01-05/290дсп в размере 20 495 рублей; по приказу от 22 декабря 2020 г. N 01-05/300 в размере 96, 77 рублей.
Приказом Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области от 11 августа 2021 г. N 01-05/217 служебный контракт N 17 от 6 августа 2020 г. расторгнут, Мостовая М.Г. освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При увольнении Мостовой М.Г. выплачена компенсация, предусмотренная пунктом 3.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 80 359, 80 рублей.
С 23 августа 2021 г. Федеральной налоговой службой утверждена новая структура Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области, в соответствии с которой Межрайонная ИФНС России N 1 по Омской области и Межрайонная ИФНС России N 2 по Омской области присоединены к ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска, которая переименована в Межрайонную ИФНС России N 9 по Омской области (приказ Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области от 19 мая 2021 г. N 01-06/118@).
Мостовая М.Г, указав, что при расчете среднего заработка для выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания необоснованно не были учтены указанные суммы материального стимулирования, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 14, частями 1, 2, 5, 10 статьи 50, статьей 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 5, пункте 56 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применение судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", положениями Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются дополнительной выплатой, осуществляемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, направленных именно на оплату труда, в связи с чем подлежат учету при расчете среднего заработка государственного служащего для компенсации при увольнении в связи с сокращением, законных оснований для удержания налога на доходы физических лиц с выплаченных сумм компенсационных выплат при увольнении не имелось.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что материальное стимулирование не входит в перечень основных и дополнительных выплат фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих, как и в состав гарантированного им денежного содержания, суд апелляционной инстанции указал, что они основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут являться основанием к отмене решения суда.
Суд апелляционной инстанции отметил, что порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих не согласуется с положениями указанных выше Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации на момент возникновения спорных отношений устанавливались Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) в редакции, действующей до 1 января 2022 г.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном " оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 настоящих Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Согласно пункту 9 названного Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Согласно информационным письмам ФНС России от 6 августа 2020 г, от 10 августа 2020 г, от 19 ноября 2020 г, от 12 апреля 2021 г, от 20 апреля 2021 г, адресованных управлениям ФНС России по субъектам российской Федерации, межрегиональным инспекциям ФНС (в целом аналогичного содержания), в связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда Федеральная налоговая служба в пределах полномочий главного распорядителя бюджетных средств выделяет в распоряжение руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников межрегиональных инспекций ФНС России дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России предоставлено право принять решение о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих соответствующих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящих налоговых органов, межрегиональных инспекций ФНС России за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.
Указанная информация о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России была доведена в свою очередь УФНС России по Омской области до сведения ИФНС России по административным округам г. Омска, межрайонных ИФНС России по Омской области, им поручено под персональную ответственность принять действенные меры по обеспечению их использования.
Комиссией УФНС России по Омской области по оценке эффективности деятельности территориальных инспекций и аппарата Управления ФНС России по Омской области ежеквартально утверждались: общий рейтинговый бал территориальных инспекций УФНС России по Омской области; распределение средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных инспекций УФНС России по Омской области (приказы УФНС России по Омской области от 8 декабря 2020 года, от 22 сентября 2020 г, от 12 июля 2021 г, от 15 апреля 2021 года).
Начальникам территориальных инспекций УФНС России по Омской области также было поручено утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах средств федерального бюджета, выделенных для материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих соответствующих территориальных инспекций (пункт 4 приказов УФНС России по Омской области).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствующие о ежеквартальном осуществлении ответчиком материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности за 2020-2021 годы, в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на указанные цели, суды пришли к обоснованному выводу, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, имеющих целевой характер, подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.
Доводы кассационной жалобы об обратном подлежат отклонению как основанные на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
Также правомерными являются выводы судов о том, что компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц, В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В силу пункта 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Поскольку служебный контракт с Мостовой М.Г. расторгнут на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, выплаченная ей в связи с этим компенсация освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц в полном размере четырехмесячного денежного содержания, оснований для удержания налога на доходы физических лиц у ответчика не имелось.
Доводы кассационной жалобы об обратном подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании приведенных норм материального права.
В целом доводы кассационной жалобы Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калачинского городского суда Омской области от 12 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.