Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Печуриной Ю.А., Солдатовой С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-42/2022 по апелляционной жалобе административного истца Свитина Валерия Геннадьевича, апелляционному представлению Прокуратуры Республики Крым
на решение Верховного Суда Республики Крым от 18 мая 2022 г, вынесенное по административному иску Свитина Валерия Геннадьевича о признании нормативных правовых актов недействующими в части, заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
Решением 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31 октября 2018 года N 1078 (далее Решение N1078) утверждён Генеральный план муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
Решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 29 марта 2019 года N1171 (далее Решение N1171) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
Свитин В.Г. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным иском, в котором просил признать недействующими Генеральный план муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденный решением 108 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 31 октября 2018 года N 1078, и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденные решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года N 1171, в части включения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в охранную зону особо охраняемой природной территории.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником данного земельного участка категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Графическими частями оспариваемых нормативных правовых актов земельный участок отнесен к охранной зоне особо охраняемой природной территории - Карадагского природного заповедника, что препятствует использованию участка по назначению. Границы охранной зоны не были утверждены в установленном порядке, в связи с чем оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют положениям частей 2, 4 статьи 5.1, части 3 статьи 9, пункту 2 части 1 статьи 18, статье 24, части 3 статьи 9, пункту 2 части 2, частям 4, 5 статьи 30, части 3 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях), части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 138 "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон" (далее - постановление N 138).
Решением Верховного Суда Республики Крым от 18 мая 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Демура Е.В. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В апелляционном представлении прокурором поставлен вопрос об отмене решения суда и удовлетворения заявленных требований, ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований для включения спорного земельного участка в охранную зону особо охраняемой природной территории.
Феодосийским городским советом Республики Крым представлены письменные возражения относительно доводов апелляционных жалобы и представления.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились. Извещены надлежаще. Доказательств уважительности причин неявки не предоставили. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 213, 308 КАС РФ, определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления и возражений, заслушав заключение прокурора Костюка А.И, который полагал решение суда подлежащим отмене, а административный иск удовлетворению, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в соответствии с п. 2, 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ с вынесением нового решения.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В силу части 1 статьи 8 ГрК РФ, пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных названным кодексом.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки относятся к документам градостроительного зонирования, разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, предусматривающие нормативные ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие и по этим основаниям не оспариваются.
Обращаясь в суд, административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 748 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Картой функциональных зон Генерального плана, а также оспариваемыми в части Правилами землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером N, отнесен к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, охранной зоне особо охраняемой природной территории - Карадагского природного заповедника.
Следовательно, оспариваемые нормативные акты, затрагивают права административного истца, и он обладает правом на оспаривание указанных нормативных актов в порядке главы 21 КАС РФ.
Проверяя соответствие содержания нормативных правовых актов в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции не соглашается.
Согласно пункту 1 статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
Согласно статье 2 ГрК РФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 5 статьи 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
К документам территориального планирования муниципального образования относится Генеральный план городского округа, в котором определены границы функциональных зон и их функциональное назначение (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в них устанавливаются территориальные зоны, их границы и градостроительные регламенты (пункты 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено содержание генерального плана: положение о территориальном планировании; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карта функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение, которое, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе, карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанной карте функциональных зон отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Зонами с особыми условиями использования территорий признаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Как уже отмечалось, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N, который картой функциональных зон Генерального плана отнесен к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, охранной зоне особо охраняемой природной территории - Карадагского природного заповедника. Картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки участок включен в зону застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, в охранную зону особо охраняемых территорий (Карадагского природного заповедника), в зону исторического ареала, в зону охраны объектов культурного наследия.
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Закона об охране окружающей среды).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 58, пунктов 1 и 2 статьи 59 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Законом об особо охраняемых природных территориях.
Статьей 2 Закона об особо охраняемых природных территориях с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий предусмотрены категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады (пункт 2). Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (пункт 4). Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (пункт 5).
Согласно статье 44 Земельного кодекса Украины в земли природно-заповедного фонда включаются природные территории и объекты (природные заповедники, национальные парки биосферные заповедники, региональные ландшафтные парки, заказники памятники природы, заповедные урочища), а также искусственно созданные объекты (ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства).
В соответствии с положениями Закона Верховной Рады Украины от 16 июня 1992 г. N 2456 - XII "О природно-заповедном фонде Украины" природно-заповедный фонд составляют участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты которых имеют особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность и выделены с целью сохранения природного разнообразия ландшафтов, генофонда животного и растительного мира, поддержания общего экологического баланса и обеспечения фонового мониторинга окружающей природной среды.
В силу статьи 7 указанного закона до установления границ территорий и объектов природно-заповедного фонда в натуре их границы определяются в соответствии с проектами создания территорий и объектов природно-заповедного фонда.
В силу статьи 9 Закона об особо охраняемых природных территориях на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике (пункт 1). На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике (пункт 4).
Согласно пункту 10 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно подпункту "а" пункта 11 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях решение об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, в отношении охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории.
Пунктом 9 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением N 138, установлено, что решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Указанными Правилами определен порядок принятия Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации решения о создании охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней.
Карадагский природный заповедник Национальной академии наук Украины создан на основании постановления Совета министров Украинской ССР от 9 августа 1979 г. N 386 "Об организации Карадагского государственного заповедника".
Постановлением Совета министров Украинской ССР от 7 июля 1983 г. N 292 "Об отводе земель Карадагскому государственному заповеднику и выделении его охранкой зоны" заповеднику в постоянное пользование отведено 1485, 21 га земли и выделена охранная зона но суше на плато "Тепсень", площадью 20, 9 га, и по морю - 1 км вдоль границ заповедника.
Решением Крымского областного совета народных депутатов от 5 октября 1982 г. N 629 Карадагскому государственному заповеднику согласованы границы охранной зоны по суше и по акватории Черного моря.
Положением об охранной зоне Карадагского государственного заповедника, утвержденным 23 сентября 1982 г, установлено, что заповедник имеет однокилометровую охранную зону вдоль всей линии заповедной морской акватории, площадью 809 га, и частичную охранную зону со стороны суши - в основном в северной части заповедника в районе пгт. Планерское, площадью 20, 9 га.
Пунктом 1.4. части 1 Положения о Карадагском природном заповеднике Национальной академии наук Украины, утвержденном 10 февраля 1998 г, установлено, что вдоль границ заповедника, на прилегающих территориях для обеспечения необходимого режима охраны природных комплексов, объектов заповедника и исключения негативного влияния на них хозяйственной деятельности заповедник имеет однокилометровую морскую охранную зону вдоль всей заповедной акватории, площадью 940 га, и частичную охранную зону на суше в северной части заповедника в районе п. Коктебель на плато Тепсень, площадью 20, 9 га.
Постановлением Правительства Российской федерации от 13 сентября 2018 г. N 1091 заповедник отнесен к ведению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11 марта 2019 г. N 11н утверждено Положение об особо охраняемой природной территории федерального значения - государственном природном заповеднике "Карадагский", в соответствии с которым площадь охранной зоны заповедника на суше составляет 209000 кв. м. на основании постановления Совета Министров УРСР от 7 июля 1983 г. N 292.
Таким образом, решением исполнительного органа государственной власти, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения, охранная зона особо охраняемой территории Карадагского природного заповедника на суше установлена площадью 209000 кв. м.
Согласно части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 января 2025 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 г. одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда.
Вывод суда первой инстанции о том, что границы охранной зоны установлены одним из перечисленных выше способов, является ошибочным.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закон об особо охраняемых природных территориях не относят к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ охранных зон особо охраняемых территорий федерального значения.
Проект организации территории и охраны природных комплексов Карадагского природного заповедника Национальной академии наук Украины, утвержденный приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 14 февраля 2006 г. N 59, решение Коктебельского поселкового совета от 31 мая 2012 г. N 1185 о разрешении разработки проекта землеустройства по организации и установке границ охранной зоны согласно Генеральному плану пгт. Коктебель, утвержденному решением от 30 марта 2012 г. N 1041, решение Коктебельского поселкового совета от 20 июня 2013 г. N 1748 о продлении до 20 июня 2014 г. срока разработки проекта землеустройства по организации и установке границ охранной зоны, решение Щебетовского сельского совета от 31 июля 2012 г. N 810 о согласии на разработку проекта землеустройства по установлению границ охранной зоны заповедника на землях Щебетовского поселкового совета с учетом границ населенных пунктов и разрабатываемых генеральных планов пгт. Щебетовка и пгт. Курортное, решение Щебетовского сельского совета от 30 декабря 2013 г. N 1369 о согласовании установления охранной зоны заповедника, ориентировочной площадью 640 га в административных границах Щебетовского поселкового совета, в том числе 13, 137 га в границах пгт. Курортное, и необходимости ходатайства перед Верховной радой Автономной Республики Крым об установлении указанной охранной зоны, площадью 640 га, а также сведения о проектируемой охранной зоне, предоставленные Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Федерального исследовательского центра "Институт биологии южных морей имени О.А. Ковалевского РАН", не являются достаточным основанием для отображения на карте функциональных зон Генерального плана и карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки охранной зоны в границах, площадью более 502 га.
Отображенные в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки границы и площадь охранной зоны особо охраняемой природной территории не установлены в соответствующем порядке. При этом содержащиеся в текстовой и графических частях Правил землепользования и застройки различные сведения о площади такой охранной зоны также создают правовую неопределенность.
В соответствии со сведениями, предоставленными Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Федерального исследовательского центра "Институт биологии южных морей имени О.А. Ковалевского РАН" земельный участок административного истца не находится в границах проектируемой охранной зоны особо охраняемой природной территории - Карадагского природного заповедника (т. 7 л.д. 124).
Принятые по вопросам градостроительной деятельности оспариваемые нормативные правовые акты противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия полагает, что оспариваемые акты не отвечают общеправовому критерию формальной определенности, допускают неоднозначное толкование содержания, носят неопределенный характер.
Доводы апелляционной жалобы и представления основаны на верном толковании норм материального и процессуального права, свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, принимая во внимание, что поскольку оспариваемые в части нормативные акты применялись и реализованы права граждан, то в соответствии со статьей 215 КАС РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", судебная коллегия полагает, что оспариваемые нормативные акты подлежат признанию недействующими в оспариваемой части с даты принятия настоящего определения.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 18 мая 2022 г. отменить, принять по делу новое решение.
Административные требования Свитина Валерия Геннадьевича - удовлетворить.
Признать Генеральный план муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденный решением 108 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 31 октября 2018 года N 1078, и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденные решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года N 1171, в части включения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в охранную зону особо охраняемой природной территории, - недействующими со дня вступления в законную силу апелляционного определения.
Обязать Феодосийский городской совет Республики Крым опубликовать настоящее апелляционное определение в течение одного месяца со дня его вынесения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.