Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи: Кошелевой И.Л.
судей: Ехаловой Ю.А, Подгорной Е.П.
при секретаре-помощнике судьи: Асеевой П.В.
рассмотрев апелляционную жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курганской области на решение Курганского областного суда от 1 августа 2022 года по административному делу N3а-62/2022 по иску Бортничука Валерия Валерьевича к Правительству Курганской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курганской области, администрации города Кургана об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛА:
Бортничук Валерий Валерьевич, в лице представителя, обратился в Курганский областной суд с административным иском к Правительству Курганской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курганской области, администрации города Кургана об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N в размере равном ее рыночной стоимости - 1 726 500 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 16 июня 2020 года он является арендатором указанного объекта недвижимости и плательщиком арендной платы, которая исчисляется из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на момент постановки его на государственный кадастровый учет - 29 января 2020 года была определена актом ФГБУ "ФКП Росреестра" в размере 7 836 361, 05 рублей, в дальнейшем была пересмотрена на основании решения ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" от 18 января 2022 года и по состоянию на 30 июня 2021 года составляет 1 874 600 рублей.
Ссылаясь на предъявление к нему администрацией г. Кургана требований о взыскании задолженности по арендной плате, истец просит суд пересмотреть архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, установив ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 29 января 2020 года, установленной в отчете ООО "Региональная оценочная компания "Ломакин и Ко" от 17 июня 2022 года - 1 726 500 рублей.
Решением Курганского областного суда от 1 августа 2022 года, административное исковое заявление Бортничука Валерия Валерьевича удовлетворено.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2 751 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", установлена в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 29 января 2020 года - 1 726 500 рублей.
Суд указал, что установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, подлежит применению до 30 июня 2021 года.
В апелляционной жалобе представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курганской области (ФГБУ "ФКП Росреестра") просит отменить указанное судебное постановление, считая его незаконным и необоснованным, постановленным при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В жалобе указано, что при разрешении дела судом неправильно применены нормы материального права, в частности, не принято во внимание, что согласно постановлению Правительства Курганской области от 23 декабря 2020 года N443 с 1 января 2021 гола в Курганской области осуществлен переход к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
На основании указанной нормы закона Бортничук В.В. в декабре 2021 года обратился в ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" с целью пересмотра кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N и установлении ее в размере рыночной стоим по состоянию на 30 июня 2021 года.
Заявление истца было удовлетворено, в связи с чем, ранее установленная по состоянию на 29 января 2020 года кадастровая стоимость земельного участка в размере 7 836 361, 05 рублей стала архивной.
В настоящее время, вопреки положениям действующего законодательства, предусматривающего, что с даты, указанной в решении субъекта Российской Федерации (в Курганской области с 1 января 2021 года) при пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости применяются положения ст.22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, и не применяются положения статьи 22 указанного закона, а также положения статьи 24.18 закона N135-ФЗ, истец пытается оспорить архивную кадастровую стоимость земельного участка на основании недействующей нормы права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело с апелляционной жалобой в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии, в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде.
Согласно статье 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (пункт 1).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (пункт 2).
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменений в Федеральный закон N237-ФЗ и введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, путем введения статьи 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости".
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в частности, предусмотрено, что в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости; в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не применяются; с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ установлено, что рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ, Постановлением Правительства Курганской области от 23 декабря 2020 года N443 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22-1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Курганской области - 1 января 2021 года.
Таким образом, с указанной даты, для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Курганской области и учтенных в ЕГРН, в размере их рыночной стоимости, применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", и не могут применяться ни положения статьи 22 указанного Федерального закона, ни положения 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривается, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (пункт 1).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (пункт 15).
Таким образом, с 1 января 2021 года кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных на территории Курганской области, могла быть пересмотрена и установлена в размере рыночной только на основании решения соответствующего бюджетного учреждения, которым является Государственное бюджетное учреждение Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости".
Из материалов административного дела следует, что Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года N454 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 года.
Земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" в приложении N1 к указанному постановлению отсутствует, поскольку поставлен на государственный учет 29 января 2020 года.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка была установлена актом ФГБУ "ФКП Росреестра", по состоянию на 29 января 2020 года, в размере 7 836 361, 05 рублей.
На основании договора аренды, заключенного с администрацией города Кургана 16 июня 2020 года, Бортничук В.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, в соответствии с положениями пункта 3 договора аренды, арендная плата исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.
До 1 января 2021 года Бортничук В.В. не воспользовался правом оспорить кадастровую стоимость земельного участка в порядке, установленном статьями 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости было подано им 21 декабря 2021 года в ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" (Бюджетное учреждение) в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Решением Бюджетного учреждения от 18 января 2022 года заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N было удовлетворено, кадастровая стоимость объекта недвижимости была установлена в размере 1 874 600 рублей по состоянию на 30 июня 2021 года.
В связи с предъявлением к Бортничуку В.В. администрацией города Кургана исковых требований о взыскании задолженности по арендной плате, в настоящем административном деле истец вновь просит пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка, установленную в размере 7 836 361, 05 рублей, с использованием механизма, предусмотренного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, установить архивную кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 29 января 2020 года.
В качестве доказательства рыночной стоимости объекта недвижимости на указанную дату истцом предоставлен отчет об оценке N2022-07/61 от 17 июня 2022 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 29 января 2020 года составляет 1 726 500 рублей.
Удовлетворяя заявленные исковые требования Бортничука В.В, суд первой инстанции исходил из того, что административные ответчики не оспаривали размер рыночной стоимости земельного участка, указанный в отчете об оценке.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что указанное обстоятельство является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
Как следует из оспариваемого решения, суд не дал оценки доводам представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что истец просит пересмотреть архивную кадастровую стоимость земельного участка в порядке, применение которого прекращено в Курганской области, между тем, суд апелляционной инстанции считает, что указанные доводы заслуживают внимание.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, установленная по состоянию на 29 января 2020 года в размере 7 836 361, 05 рублей являлась действующей по состоянию на 1 января 2021 года, дату, с которой на территории Курганской области было введено применение положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и продолжала применяться до принятия Бюджетным учреждением 18 января 2022 года решения о ее пересмотре.
Сведения об актуальной кадастровой стоимости земельного участка, установленной Бюджетным учреждением в размере 1 874 600 рублей, внесены в ЕГРН 28 января 2022 года.
Поскольку с 1 января 2021 года для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Курганской области и учтенных в ЕГРН, в размере их рыночной стоимости, могли применяться только положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", оспорить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, установленную по состоянию на 29 января 2020 года в размере 7 836 361, 05 рублей, в порядке, предусмотренном положениями статьи 22 Федерального закона N237-ФЗ, или положениями статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, истец мог только до 1 января 2021 года, что им не было сделано.
Оспаривая указанную кадастровую стоимость в Бюджетном учреждении в декабре 2021 года, истец ссылался на положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", которой установлен новый порядок пересмотра кадастровой стоимости.
Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, предоставленный истцом в Бюджетное учреждение, определял размер рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 30 июня 2021 года - день обращения истца с заявлением об оценке, что соответствует положениям статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Поскольку с 1 января 2021 года в Курганской области пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется исключительно Бюджетным учреждением, и в суд истец мог обратиться только одновременно с требованиями об оспаривании решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, его требования о пересмотре архивной кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 29 января 2020 года с применением порядка, установленного положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", не могут быть удовлетворены.
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Ссылки представителя истца на сложившуюся судебную практику, в частности определение Верховного Суда РФ, номер которого указан в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку в приведенном примере оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости стала архивной и прекратила применяться до даты перехода субъекта Российской Федерации к применению положений статьи 22-1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ.
Отменяя решение суда, судебная коллегия отмечает несоответствие резолютивной и мотивировочной частей решения суда. В частности, в мотивировочной части указано на необходимость указания в резолютивной части судебного постановления даты подачи истцом искового заявления, однако, в резолютивной части судебного акта, указания на эту дату не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского областного суда от 1 августа 2022 года, отменить.
В удовлетворении иска Бортничука Валерия Валерьевича к Правительству Курганской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курганской области, администрации города Кургана об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости, отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.