Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "ТСГ Асача" Дрыкиной А.К. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 16 февраля 2021 года N, решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 28 мая 2021 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 21 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - акционерного общества "ТСГ Асача",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 16 февраля 2021 года N юридическое лицо - акционерное общество "Тревожное зарево" (далее - АО "Тревожное зарево") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В соответствии с решением единственного акционера АО "Тревожное зарево" от 18 февраля 2021 года изменено наименование общества на акционерное общество "ТСГ Асача" (далее - АО "ТСГ Асача").
Решением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 28 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Камчатского краевого суда от 21 июля 2021 года, указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Дрыкина А.К. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьёй 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ) определено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1); указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3).
Подпунктом "г" пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 380, установлено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.
Как усматривается из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству на основании рейдового задания от 10 сентября 2020 года N, проведено обследование участка местности в географических координатах "данные изъяты" в районе устья ручья "адрес" ниже по течению от производственных объектов Асачинского месторождения, недропользователем которого является АО "ТСГ Асача" (АО "Тревожное зарево"). В ходе осмотра указанной местности было установлено, что вода в ручье мутная и имеет насыщенный белёсый цвет, присутствует выраженный канализационный запах, неочищенные шахтные воды через тело нижней дамбы пруда-отстойника (фильтрующего канала) самотёком попадают в ручей "адрес".
Согласно проектной документации АО "ТСГ Асача" (АО "Тревожное зарево"), согласованной с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, сброс шахтных вод через боковую часть дамбы пруда отстойника (фильтрующего канала) в ручей "адрес" не предусмотрен.
Заключением государственной экологической экспертизы от 26 февраля 2005 года установлено, что на территории АО "ТСГ Асача" (АО "Тревожное зарево") образуются шахтные воды из рудника. Очищенные шахтные воды смешиваются с очищенными хозяйственно-бытовыми, ливневыми стоками и дебалансными водами хвостохранилища, что позволяет разбавить дебалансные воды хвостохранилища в два раза. Общий сток самотёком подается в фильтрующий канал, расположенный на расстоянии 300 метров от реки "данные изъяты". Предполагается, что в процессе фильтрации и протекания грунтового потока на протяжении 200-300 метров в результате сорбции на грунтах произойдет очистка от вредных химических веществ. Разгрузка подземного потока будет осуществляться в бассейн реки "данные изъяты".
В соответствии с программой производственного экологического контроля от 3 декабря 2019 года АО "ТСГ Асача" (АО "Тревожное зарево") получено разрешение N о предоставлении водного объекта - ручей "данные изъяты" в пользование с целью строительства подводных переходов, трубопроводов. Выпуски сбросов в водные объекты - ручей "данные изъяты" и ручей "данные изъяты" не предусмотрены. В указанные ручьи сбросы не осуществляются. Шахтные и талые (ливневые) воды отводятся в очистные сооружения - в пруд-отстойник и далее фильтрующие водопоглотительные каналы.
Таким образом, сброс сточных (шахтных) вод из фильтрующего канала в ручей "данные изъяты" через боковое тело дамбы, а не путём разгрузки подземного потока в бассейн реки "данные изъяты", исключает надлежащую очистку от вредных химических веществ. Такой поверхностный разлив сточных неочищенных вод недопустим, поскольку оказывает неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы, и свидетельствует о том, что АО "Тревожное зарево" не применяются меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "ТСГ Асача" (АО "Тревожное зарево") к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершённого правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что АО "ТСГ Асача" (АО "Тревожное зарево") имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершённого административного правонарушения.
Таким образом, действия АО "ТСГ Асача" (АО "Тревожное зарево") образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе об отсутствии доказательств, подтверждающих неблагоприятное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведённым в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение их законность.
Иные доводы жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих, что концентрация взвешенных веществ в ручье "данные изъяты" и реке "данные изъяты" являются следствием деятельности только АО "ТСГ Асача" (АО "Тревожное зарево"), о том, что сброс дренажных вод на рельеф местности и размещение фильтрационного канала рядом с ручьём не являются доказательством использования АО "ТСГ Асача" (АО "Тревожное зарево") водного объекта, а также о том, что ручей "данные изъяты" не является водным объектом рыбохозяйственного значения, поскольку решение об отнесении ручья к таким объектам уполномоченным органом не принималось, сводятся к несогласию заявителя с вынесенными по делу судебными актами и основаны на неверном толковании норм права, что не является основанием к отмене оспариваемых судебных актов.
Постановление должностного лица и судебные акты должным образом мотивированы со ссылками на непосредственно исследованные доказательства.
Каких-либо существенных нарушений, что позволяло бы ставить под сомнение законность привлечения АО "ТСГ Асача" (АО "Тревожное зарево") к административной ответственности, в ходе производства по делу не допущено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено АО "Тревожное зарево" (АО "ТСГ Асача") в пределах санкции части 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 16 февраля 2021 года N, решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 28 мая 2021 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 21 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - акционерного общества "ТСГ Асача", оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "ТСГ Асача" Дрыкиной А.К. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.