Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Наконечной Е.В, Калиниченко Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Приморского края на решение Находкинского городского суда Приморского края от 27.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12.05.2022 по делу по иску и. о. прокурора г. Находка в интересах Муллова Р.В. к администрации Находкинского городского округа, Правительству Приморского края о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А, объяснения представителя Правительства Приморского края - Филониной Е.А, объяснения прокурора Нишоновой Ф.А, возражавшей против доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
прокурор, обратившись в суд, указал, что в ходе прокурорской проверки выявлены факты нарушения жилищных прав Муллова Р.В. На основании распоряжения Управления опеки и попечительства администрации Находкинского городского округа от 24.03.2020 N 184-р Муллов Р.В. включён в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения. В нарушение требований действующего законодательства до настоящего времени благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ему не предоставлено.
Прокурор просил обязать Правительство Приморского края профинансировать расходы администрации Находкинского городского округа на приобретение Муллову Р.В, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения не менее 26 кв. м, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления Находкинского городского округа, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края в течение 1 месяца с даты вступления решения в силу, обязать администрацию Находкинского городского округа приобрести для предоставления Муллову Р.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не менее 26 кв. м, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления Находкинского городского округа, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края в течение 2 месяцев с даты вступления решения в силу.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 27.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12.05.2022, исковые требования удовлетворены частично, на Правительство Приморского края возложена обязанность обеспечить финансирование расходов администрации Находкинского городского округа на приобретение Муллову Р.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края, не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение 1 месяца с даты вступления решения в силу, на администрацию Находкинского городского округа возложена обязанность приобрести Муллову Р.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края, не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение 3 месяцев с даты вступления решения в силу.
В кассационной жалобе Правительство Приморского края просит отменить судебные акты, считая их незаконными, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Муллов Р.В, представитель администрации Находкинского городского округа в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Муллова Р.В, представителя администрации Находкинского городского округа.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на неё прокурора и администрации Находкинского городского округа, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Приморского края, на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с вышеназванным Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ регулируются Законом Приморского края от 24.12.2018 N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".
Также с 01.01.2019 вступил в силу Закон Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, установив на основании исследованных доказательств, что Муллов Р.В. относится к числу лиц, из детей, оставшихся без попечения родителей, на основании распоряжения Управления опеки и попечительства администрации Находкинского городского округа от 24.03.2020 N 184-р включен в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения, после достижения совершеннолетия до настоящего времени жильём не обеспечен, пришёл к выводу о том, что Муллов Р.В. подлежит обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.
При этом исходил из того, что в силу действующего правового регулирования финансовое обеспечение государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления, в том числе по формированию специализированного жилищного фонда, предназначенного для лиц указанной категории, включенных в список, а также по принятию решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, по заключению договоров найма, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Приморского края из краевого бюджета.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими суждениями и приведённым в решении правовым обоснованием.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Ссылки в кассационной жалобе Правительства Приморского края на то, что жилое помещение не приобретается непосредственно ребёнку-сироте, равно как и не приобретается сразу жилое помещение специализированного жилищного фонда, а приобретается в целях обеспечения сирот жилым помещением и для этого включается в муниципальный специализированный жилищный фонд в установленном порядке и предоставляется в случае, если ребёнок-сирота согласен на его предоставление, не свидетельствуют о незаконности выводов суда. Разрешая спор, суд обязал Правительство Приморского края обеспечить финансирование государственных полномочий, которыми наделено муниципальное образование, по принятию решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, по заключению договоров найма, реализация которых в силу действующего правового регулирования осуществляется за счёт субвенций, выделенных из краевого бюджета (статья 7 Закона Приморского края от 06.12.2018 N412-КЗ).
Полномочия органа местного самоуправления по обеспечению истца жилым помещением могут быть реализованы органом местного самоуправления исключительно при наличии достаточного финансирования из краевого бюджета вне зависимости от способа исполнения возложенной законом обязанности (приобретение, строительство жилого помещения, осуществление капитального ремонта (реконструкции), текущего ремонта имеющихся в муниципальном жилом фонде жилых помещений).
При рассмотрении дела нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Оснований для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 27.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12.05.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.