Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре Акматовой О.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-6/2022 по административному исковому заявлению прокурора Чукотского автономного округа к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа об оспаривании нормативного правового акта с апелляционной жалобой Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа на решение суда Чукотского автономного округа от 17 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Чукотского автономного округа обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа об оспаривании нормативного правового акта.
В обоснование заявленных требований указано, что проверкой законности региональных нормативных правовых актов в области государственного регулирования цен (тарифов) установлено, что Правлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее - Комитет) принято постановление от 17 декабря 2021 года N 29-к/12 "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Иультинское" на 2022 - 2026 годы" (далее - МУП ЖКХ "Иультинское", Предприятие). Данный нормативный правовой акт действует в редакции постановления Правления Комитета от 03 марта 2022 года N 3-к/4 "О внесении изменений в постановление Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 17 декабря 2021 года N 29-к/12", которым изменены тарифы для населения по участку Нутэпэльмен.
Поскольку деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности, для данного вида деятельности должна разрабатываться и утверждаться производственная программа. Однако при утверждении Комитетом единого тарифа на услугу регионального оператора на 2022 - 2026 годы производственная программа МУП ЖКХ "Иультинское" в области обращения с твердыми коммунальными отходами не утверждалась, ранее утвержденная программа постановлением Правления Комитета от 19 декабря 2016 года N 26-к/5 "Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов МУП ЖКХ "Иультинское" на 2017 - 2021 годы" утратила силу с 30 сентября 2020 года в связи с принятием кассационного определения судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года по делу N 88а-7057/2020 и постановления Правления Комитета от 20 ноября 2020 года N 20-к/1.
По мнению административного истца, Комитетом допущены существенные нарушения процедуры утверждения тарифов, которые являются недопустимыми при государственном регулировании тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Решением суда Чукотского автономного округа от 17 мая 2022 года признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 17 декабря 2021 года N 29-к/12 "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП ЖКХ "Иультинское" на 2022-2026 годы" (с изменениями от 03 марта 2022 года N 3-к/4).
В апелляционной жалобе Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, не соглашаясь с состоявшимся судебным актом, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что отсутствие утвержденной производственной программы не свидетельствует о незаконности принятия оспариваемого постановления, поскольку такие нарушения не привели к искажению запланированных на будущий долгосрочный период показателей в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и является несущественным.
По мнению апеллянта, единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП ЖКХ "Иультинское" на 2022-2026 годы утверждены правомерно, а судом при вынесении решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратура Чукотского автономного округа представила письменные возражения, в которых полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 N 484.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, в том числе относится утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (статья 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1.1, подпункту 28 пункта 2.2 и пункту 2.24 Положения о Комитете государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 07 июня 2007 года N 75, Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным осуществлять на территории Чукотского автономного округа государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль за их применением в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации. Комитет устанавливает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждает производственные программы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, в надлежащей правовой форме.
Согласно с пунктами 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливается единый тариф.
Пунктом 2 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлено, что тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.
В соответствии с пунктами 16, 17 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности. При определении необходимой валовой выручки учитываются расходы регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций мероприятий в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей эффективности.
Для установления единого тарифа региональный оператор направляет в орган регулирования тарифов заявление об установлении единого тарифа с приложением обосновывающих материалов в соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов, включая расчет расходов на оказание регулируемого вида деятельности (оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором) и экономическое обоснование исходных данных, а также копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок).
На основании подпункта "д" пункта 8 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов, в том числе прилагается копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности.
Таким образом, единый тариф устанавливается органом тарифного регулирования в экономически обоснованном размере по результатам экспертизы представленных регулируемой организацией обосновывающих документов и материалов.
Из материалов дела следует, что с 2013 года МУП ЖКХ "Иультинское" ведет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе ведет деятельность по захоронению твердых коммунальных отходов. В 2017 году МУП ЖКХ "Иультинское" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
МУП ЖКХ "Иультинское" обратилось в Комитет с заявлением от 26 апреля 2021 года N 01-09/1290 об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2022-2026 годы. К заявлению Предприятием приложены обосновывающие документы.
Порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - производственные программы) операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к содержанию производственных программ, процедуру рассмотрения разногласий при их утверждении, а также порядок осуществления контроля за их реализацией урегулирован Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года N 424 (далее - Правила N 424).
Согласно пункту 2 Правила N 424, проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов.
Регулируемая организация обязана направить проект производственной программы на утверждение в уполномоченный орган до 01 сентября года, предшествующего году начала периода реализации производственной программы (пункт 8 Правил N 424).
Уполномоченный орган обязан утвердить производственную программу в срок не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала реализации производственной программы (пункт 13 Правил N 424).
В соответствии с пунктом 6 Правил регулирования тарифов регулируемая организация до 01 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов.
В случае непредставления регулируемой организацией в полном объеме предусмотренных пунктом 8 указанных Правил обосновывающих материалов орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов направляет заказным почтовым отправлением уведомление о необходимости представления таких материалов в полном объеме. В случае непредставления регулируемой организацией обосновывающих материалов в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления орган регулирования без рассмотрения возвращает регулируемой организации материалы с указанием причин возврата (пункт 13 Правил регулирования тарифов).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при установлении Комитетом единых тарифов на услугу регионального оператора МУП ЖКХ "Иультинское" на 2022-2026 годы производственная программа Предприятия в области обращения с твердыми коммунальными отходами не утверждалась, ранее утвержденная постановлением Правления Комитета от 19 декабря 2016 года N 26-к/5 производственная программа МУП ЖКХ "Иультинское" в области обращения с твердыми коммунальными отходами утратила силу в связи с принятием кассационного определения судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года по делу N 88а-7057/2020 и постановления Правления Комитета от 20 ноября 2020 года N 20-к/1.
Таким образом, в нарушение пункта 8 Правил регулирования тарифов, МУП ЖКХ "Иультинское" не приложило к заявлению об установлении тарифов копию утвержденной в установленном порядке производственной программы или проект производственной программы, в связи с чем Комитетом неправомерно установлены для МУП ЖКХ "Иультинское" единые тарифы на услугу регионального оператора в области обращения с ТКО на 2022-2026 годы.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Комитетом процедуры утверждения тарифов.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой собранных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение суда Чукотского автономного округа от 17 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через суд Чукотского автономного округа.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 сентября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.