Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Войтко С.Н.
при секретаре Ивановой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5/2022 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Чукотского автономного округа о признании постановления комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 17 декабря 2021 года N 29-к/11 "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МП ЖКХ Билибинского муниципального района на 2022-2026 годы" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, с апелляционной жалобой комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа на решение суда Чукотского автономного округа от 16 мая 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее - орган регулирования, Комитет) от 17 декабря 2021 года N 29-к/11 установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МП ЖКХ Билибинского муниципального района на 2022-2026 годы (далее - Постановление N 29-к/11).
Постановление опубликовано в газете "Ведомости" N 49/5 (1042/5), 17 декабря 2021 года (приложение к газете "Крайний Север" N 49(2318), 17 декабря 2021 года), официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 21 декабря 2021 года (номер опубликования 8701202112210014).
И.о. прокурора Чукотского автономного округа обратился в суд Чукотского автономного округа с административным исковым заявлением о признании Постановления N 29-к/11 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на его несоответствие пунктам 1 и 4 статьи 24.8, пункту 2 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", подпункту "д" пункта 8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, пунктам 8 и 13 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года N 424, Основам ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484.
В обоснование иска указывает, что поскольку деятельность регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности, для данного вида деятельности должна разрабатываться и утверждаться производственная программа. Между тем, при утверждении Комитетом единого тарифа на услугу регионального оператора на 2022 - 2026 годы производственная программа МП ЖКХ Билибинского муниципального района в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами не утверждалась, ранее утверждённая постановлением Комитета от 19 декабря 2016 года N 26-к/2 "Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов МП ЖКХ Билибинского муниципального района на 2017 - 2021 годы" утратила силу с 22 января 2020 года в связи с вступлением в законную силу решения суда Чукотского автономного округа от 18 декабря 2019 года по административному делу N 3а-11/2019 и постановления Комитета от 13 января 2020 года N 1-к/1. Кроме того, единый тариф на услугу МП ЖКХ установлен при отсутствии в распоряжении юридического лица объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов, а также лицензии на регулируемые виды деятельности по обработке, обезвреживанию и захоронению отходов I-IV классов опасности, что исключает правоспособность юридического лица на реализацию гражданских прав и обязанностей, связанных с отдельными видами деятельности, перечень которых установлен законом.
Решением суда Чукотского автономного округа от 16 мая 2022 года административные исковые требования и.о. прокурора Чукотского автономного округа удовлетворены.
С апелляционной жалобой в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции обратился комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика при рассмотрении дела по существу. Так, по мнению административного ответчика, действующее законодательство не требует, чтобы наличие производственной программы в обязательном порядке предшествовало установлению тарифов. Отсутствие утвержденной производственной программы не свидетельствует о незаконности принятого постановления, поскольку эти нарушения не привели к искажению запланированных на будущий долгосрочный период показателей в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и является несущественным.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы (пункты 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления") (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Отношения по установлению тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами регулируются Федеральным законом N 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Основы ценообразования, Правила N 484), а также приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Методические указания).
Предельные тарифы, производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 7 июня 2007 года N 75, комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным осуществлять на территории Чукотского автономного округа государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль за их применением в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации.
Из подпункта 28 пункта 2.2, пункта 2.24 данного положения следует, что Комитет устанавливает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждает производственные программы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как правильно установлено судом первой инстанции, постановление комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 17 декабря 2021 года N 29-к/11 "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МП ЖКХ Билибинского муниципального района на 2022-2026 годы" принято уполномоченным органом, в установленном порядке, опубликовано и по этим основаниям не обжалуется.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что при принятии оспариваемого постановления комитетом государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа было допущено нарушение процедуры утверждения тарифов, выразившейся в утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора в области обращения с ТКО на 2022-2026 годы в отсутствие представленного регулируемой организацией проекта производственной программы либо копии ранее утверждённой производственной программы.
Как следует из материалов дела, МП ЖКХ Билибинского муниципального района обратилось в Комитет с заявлением от 9 августа 2021 года N 02/07-1710 об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2022-2026 годы.
Приказом Комитета от 23 августа 2021 года N 76-д открыто дело от 11 августа 2021 года N 75 "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МП ЖКХ Билибинского муниципального района на 2022-2026 годы".
17 декабря 2021 года на заседании правления административного ответчика принято оспариваемое постановление.
Кроме того, судом установлено, что при установлении Комитетом единых тарифов на услугу регионального оператора МП ЖКХ Билибинского муниципального района на 2022-2026 годы производственная программа предприятия в области обращения с твердыми коммунальными отходами не утверждалась, ранее утвержденная постановлением Комитета от 19 декабря 2016 года N 26-к/2 производственная программа МП ЖКХ Билибинского муниципального района в области обращения с ТКО утратила силу в связи с принятием решения суда Чукотского автономного округа от 18 декабря 2019 года по делу N 3а-11/2019 и постановления Комитета от 13 января 2020 года N 1-к/1 с 23 января 2020 года.
Согласно с пунктами 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливается единый тариф.
Пунктом 2 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлено, что тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.
Согласно пунктам 16, 17 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности. При определении необходимой валовой выручки учитываются расходы регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций мероприятий в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей эффективности.
Для установления единого тарифа региональный оператор направляет в орган регулирования тарифов заявление об установлении единого тарифа с приложением обосновывающих материалов в соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов, включая расчет расходов на оказание регулируемого вида деятельности (оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором) и экономическое обоснование исходных данных, а также копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок).
На основании подпункта "д" пункта 8 Правил N 484 к заявлению об установлении тарифов прилагается копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности.
Таким образом, поскольку деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности (пункт 1 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ) для данного вида деятельности также должны разрабатываться и утверждаться производственные программы.
Порядок утверждения производственной программы урегулирован Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года N 424 далее - Правила N 424).
Согласно пунктам 1-3 Правил N 424 данные Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к содержанию производственных программ, процедуру рассмотрения разногласий при их утверждении, а также порядок осуществления контроля за их реализацией. Проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов регулируемой организации.
Согласно пункту 8 Правил N 424 регулируемая организация обязана направить проект производственной программы на утверждение в уполномоченный орган до 1 сентября года, предшествующего году начала периода реализации производственной программы, согласно пункту 13 указанных Правил уполномоченный орган обязан утвердить производственную программу в срок не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала реализации производственной программы, а согласно пункту 6 Правил N 484 предложение об установлении тарифов подаётся в срок до 1 сентября.
Пунктом 13 Правил N 484 предусмотрено, что в случае непредставления регулируемой организацией в полном объеме предусмотренных пунктом 8 указанных Правил обосновывающих материалов орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов направляет заказным почтовым отправлением уведомление о необходимости представления таких материалов в полном объеме. В случае непредставления регулируемой организацией обосновывающих материалов в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления орган регулирования без рассмотрения возвращает регулируемой организации материалы с указанием причин возврата.
Принимая во внимание, что единые тарифы на услугу регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Комитетом на 2022-2026 годы при отсутствии у МП ЖКХ Билибинского муниципального района соответствующей производственной программы в области обращения с ТКО, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление противоречит приведённым выше положениям Федерального закона N 89-ФЗ, Основам ценообразования, Правилам N 484 и Правилам N 424. При этом учел, что МП ЖКХ Билибинского муниципального района не заключало договоры со сторонними организациями, осуществляющими деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Судебная коллегия, изучив представленные материалы, соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку они постановлены в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона.
При этом, суд верно указал, что указанные нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, вопреки доводам административного ответчика, являются существенными, влекущими признание его недействующим.
При таких обстоятельствах, иные выводы суда первой инстанции на законность принятого решения не влияют и сторонами не обжалуются.
Решение суда вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые отношения, и с соблюдением норм процессуального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение суда Чукотского автономного округа от 16 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через суд Чукотского автономного округа в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 сентября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.