Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Вольной Е.Ю, Тертишниковой Л.А, при секретаре Ермаковой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-7/2022 по административному исковому заявлению Гусевой Светланы Андреевны об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной рыночной стоимости, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" Эрдынеева Александра Викторовича на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 7 июня 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Мулярчика А.И, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Гусева С.А, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером N, обратилась в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ Республики Бурятия "ЦГКО") и установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость данного объекта значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает права административного истца как плательщика арендной платы.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 7 июня 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 4 836 000 рублей по состоянию на 15 апреля 2021 года.
В удовлетворении требования о признании незаконным решения ГБУ Республики Бурятия "ЦГКО" от 6 июля 2021 года N ОРС-03/2021/000019 отказано.
С принятым решением не согласился представитель административного ответчика ГБУ Республики Бурятия "ЦГКО" - Эрдынеев А.В, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости возможно только в случае признания незаконным решения бюджетного учреждения, вступившим в законную силу решением суда. Отказ в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости не лишает административного истца права повлиять на величину кадастровой стоимости путем ее пересмотра при повторном обращении в бюджетное учреждение.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 октября 2020 года N 648 установлена дата перехода к применению на территории Республики Бурятия положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) - 1 января 2021 года.
В соответствии со статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей) (часть 1).
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости: об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости; отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (часть 11).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Гусева С.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N (том 1 л.д. 14, том 2 л.д. 93-95).
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 15 октября 2020 года N 80 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе всех категорий земель, расположенных на территории Республики Бурятия" кадастровая стоимость данного земельного участка определена в размере 16 120 560 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
11 июня 2021 года административный истец обратился в ГБУ Республики Бурятия "ЦГКО" с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости. В обоснование величины рыночной стоимости к заявлению приложен отчет об оценке, подготовленный ООО "Бюро оценки собственности", от 28 апреля 2021 года N 09/1У-04/21. Датой определения стоимости объекта указано 15 апреля 2021 года (том 1 л.д. 18-60).
Решением ГБУ Республики Бурятия "ЦГКО" от 6 июля 2021 года N ОРС-03/2021/000019 в установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости отказано (том 1 л.д. 8-11).
Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 11 ноября 2021 года по данному административному делу назначена судебная экспертиза с целью проверки соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности (том 2 л.д. 102-104).
Из заключения судебной экспертизы от 1 марта 2022 года N 8-12-4/21, выполненного экспертом ООО "НЭКС-независимая экспертизы собственности" ФИО6, следует, что отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 15 апреля 2021 года составила 4 128 000 рублей (том 2 л.д. 118-164).
Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 29 марта 2022 года по делу назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N с учетом имеющихся замечаний о примененной корректировке на права (том 2 л.д. 186-187).
Согласно экспертному заключению от 28 апреля 2022 года N 18-04/22, составленного экспертом ООО "НЭКС-независимая экспертизы собственности" ФИО6, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 15 апреля 2021 года составляет 4 836 000 рублей (том 3 л.д. 9-46).
Отказывая в удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным решения ГБУ Республики Бурятия "ЦГКО" об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 6 июля 2021 года N ОРС-03/2021/000019, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у бюджетного учреждения имелись основания для отказа в удовлетворении заявления Гусевой С.А, предусмотренные пунктом 2 части 11 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, поскольку представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Оспариваемое решение принято уполномоченным учреждением с соблюдением порядка и формы его принятия.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Удовлетворяя административное исковое заявление в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебного эксперта ФИО6 от 28 апреля 2022 года N 18-04/22, Верховный Суд Республики Бурятия пришел к выводу о том, что данные заключение является допустимым доказательством, сомневаться в достоверности которого оснований не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Заключение судебной экспертизы подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Определение рыночной стоимости является мотивированным и корректным. Экспертное заключение содержит описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки, подходы и проведенные расчеты, иные сведения, имеющие существенное значение для определения рыночной стоимости объекта оценки. Экспертом проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение мотивировано, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности. Выводы содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Экспертом даны ответы на поставленный судом вопрос, заключение обосновано и объективно, отражает ход и результаты проведенных исследований.
При таких данных экспертное заключение соответствует требованиям действующего законодательства, оно правомерно признано достоверным, допустимым, относимым и надлежащим доказательством, а, следовательно, правильно положено в обоснование вывода о рыночной стоимости земельного участка.
Довод апеллянта о том, что установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости возможно только в случае признания незаконным решения бюджетного учреждения, вступившим в законную силу решением суда, судебная коллегия находит несоответствующим положениям Закона о государственной кадастровой оценке.
Частью 15 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценки установлено, что одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
При этом из анализа указанного положения не следует, что возможность рассмотрения требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной ставится в зависимость от результатов разрешения требования о признании решения бюджетного учреждения незаконным.
Поскольку одной из задач административного судопроизводства, закрепленной частью 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений, судебная коллегия, учитывая, что причиной обращения в суд с иском для административного истца явилась необходимость восстановления нарушенных прав на справедливое исчисление арендной платы, размер которой исчисляется из величины кадастровой стоимости, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции было принято правильное решение об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, определенной заключением эксперта, вне зависимости от удовлетворения требования о признании решения учреждения незаконным.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении административного дела, следовательно, не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 7 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" Эрдынеева Александра Викторовича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.