Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Анатийчук О.М, судей Васильевой Т.Г, Куденко И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4745/2021 по иску Марина И.Н. в интересах несовершеннолетней Мариной С.И. к Косьяну Р.Д. о признании распоряжения об отмене договора дарения недействительным, включении квартиры в наследственную массу, признании права собственности на 1/3 доли в праве собственности на квартиру в порядке наследования, по кассационной жалобе Марина И.Н. на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 21 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г, объяснения Марина И.Н, Мариной С.И, представителя Косьяна Р.Д. - адвоката Лукьяновой М.Г, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Марин И.Н. в интересах своей несовершеннолетний дочери Мариной С.И. обратился в суд с иском к Косьяну Р.Д. о признании распоряжения об отмене договора дарения недействительным, включении квартиры в наследственную массу, признании права собственности на 1/3 доли в праве собственности на квартиру в порядке наследования, указав, что ответчик не вправе был отменять дарение квартиры своей дочери Косьян А.Р. после ее смерти, поскольку договор дарения квартиры не предусматривал возможности отмены дарения ввиду смерти одаряемого. Отмена дарения лишает дочь Косьян А.Р. - Марину С.И. принять спорную квартиру в качестве наследства.
Решением Гагаринского районного суда города Москвы от 21 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 апреля 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что текст договора дарения не содержит пункта о возможности отмены дарения в случае смерти одаряемого; не установлена воля сторон при заключении договора дарения.
Относительно доводов кассационной жалобы ответчиком представлен отзыв, в котором просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В заседание суда кассационной инстанции ответчик не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом. Выдал доверенность на представление своих интересов адвокату Лукьяновой М.Г. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия решиларассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Разрешая спор, суды обоснованно руководствовались статьями 421, 431, 578 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
При этом на основании пункта 4 статьи 578 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре дарения может быть обусловлено право дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 21 мая 2015 года N 1193-О, положение пункта 4 статьи 578 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающее возможность обусловить в договоре дарения право дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого, будучи диспозитивным по своему характеру, само по себе направлено на реализацию вытекающего из Конституции Российской Федерации гражданско-правового принципа свободы договора.
Как следует из материалов дела, договор дарения квартиры, расположенной по адресу: "адрес", заключенный между Косьяном Р.Д. и Косьян А.Р. 30 июля 2012 года, содержит такое условие (пункт 2.4 договора).
При толковании условий договора судом принято во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Из содержания пункта 4 статьи 578 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что отмена дарения в случае смерти одаряемого является совершаемой пережившим дарителем односторонней сделкой, которая служит основанием прекращения права собственности одаряемого на подаренную вещь и возникновения права собственности на нее у дарителя.
При этом в отличие от случаев отмены дарения, предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 578 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда отмена дарения осуществляется на основании судебного акта, поскольку именно суд устанавливает наличие и дает правовую оценку обстоятельствам, с наступлением которых закон связывает возможность отмены дарения, пункт 4 этой же статьи предусматривает возможность для дарителя отменить дарение без судебного решения только на основании факта смерти одаряемого при наличии в договоре дарения соответствующего условия.
17 июня 2020 года Косьян А.Р. умерла.
4 августа 2020 года Косьян Р.Д. отменил дарение.
Поскольку воля Косьян Р.Д. на отмену дарения в связи со смертью одаряемого была выражена в соответствующем заявлении, поданном непосредственно в уполномоченный орган, и к этому заявлению были приложены договор дарения, содержащий условие о праве дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого, а также свидетельство о смерти Косьян А.Р, основания для удовлетворения исковых требований не имелось.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций о правовой квалификации правоотношений сторон и оценке имеющихся в деле доказательств.
При этом судебная коллегия кассационного суда учитывает, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценили по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Все доводы и доказательства, приводимые сторонами, были предметом оценки суда первой и апелляционной инстанций, обжалуемые судебные акты соответствуют требованиям части 4 статьи 198 и пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, т.е. включают в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими, правила оценки доказательств судом при разрешении спора соблюдены, тогда как несогласие стороны с результатами этой оценки не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия кассационного суда не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда города Москвы от 21 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Московского городского суда от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Марина И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.