Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО2, судей ФИО7 и ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики "адрес" о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-2079/2021)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО7, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики "адрес" о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указав, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его родители
ФИО4 и ФИО5 были лишены родительских прав, после чего он, его брат и сестра были переданы на попечение органов опеки.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился на полном государственном обеспечении в Моршанской школе-интернате N "адрес", в период с 2006 по 2009 год обучался на очном отделении в государственном образовательном учреждении среднего специального образования "Многоотраслевой техникум" и был зарегистрирован в общежитии учебного заведения.
После окончания учебного заведения истец предпринимал попытки получить жилье, обращался с данным вопросом в администрацию
"адрес" и "адрес" с просьбами поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, оформить регистрацию, чтобы трудоустроиться, однако ему было рекомендовано у кого-нибудь зарегистрироваться и собрать документы, подтверждающие его нуждаемость в жилом помещении.
При отсутствии жилья и работы в "адрес" истец уехал в "адрес", где жил на съемных квартирах и работал по найму на основании устных договоров до 2015 года.
В апреле 2014 года истцу было разъяснено, что он утратил право на получение жилого помещения и статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Между тем какое-либо жилье по договорам социального найма ему не предоставлялось, в собственности какой-либо недвижимости у него никогда не имелось, до настоящего времени жилым помещением ФИО1 не обеспечен.
Решением Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от
ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска отказано.
ФИО1 подал кассационную жалобу на решение суда и апелляционное определение, в которой просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено понятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (пункт 3).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (пункт 3).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции установил, что истец до достижения возраста 23 лет с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в администрацию "адрес" и (или) в управление социальной защиты и семейной политики "адрес" не обращался, доказательств уважительности причин, препятствующих обращению в уполномоченный орган с соответствующим заявлением в установленный законодательством срок, не представил.
Впервые ФИО1 обратился с заявлением о включении в список на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по достижении 29-летнего возраста, в этот период в силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом суд пришел к выводу, что ФИО1 было известно о наличии у него права встать на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, так как его сестра ФИО6 реализовала такое право, при этом истец не отрицал, что предпринимал попытки собрать документы для постановки на учет, однако этого не сделал.
Суд апелляционной инстанции признал решение суда законным, основанным на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам надлежащей оценки представленных доказательств.
Ссудебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда отклонила как несостоятельные и не соответствующие материалам дела доводы ФИО1 о ненадлежащем исполнении обязанностей по защите его прав со стороны органов опеки и попечительства, образовательных и иных учреждений, в которых истец воспитывался и обучался.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
Доводы кассационной жалобы, что права истца не были реализованы в результате бездействия органов опеки и попечительства, администрации школы-интерната, не могут быть приняты во внимание, поскольку истец по достижении совершеннолетия имел возможность самостоятельно обратиться с заявлением о постановке его на учет, однако до достижения 29-летнего возраста этого не сделал, уважительных причин, которые воспрепятствовали истцу своевременно обратиться с таким заявлением, ФИО1 не привел.
Доводы кассационной жалобы выводов судебных инстанций не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и представленных доказательств, что не является основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
Предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции не имеется.
определила:
Решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.