Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Коробенко Э.В, судей: Килярова М.Х. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 5 мая 2022 г, которым удовлетворен иск врид начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - военный институт) о взыскании с Креца Романа Александровича денежных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку в период обучения в качестве курсанта.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
врид начальника военного института обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с Креца Р.А. 309 406 руб. 12 коп. в счет возмещения средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в период обучения в качестве курсанта.
Решением гарнизонного военного суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик Крец Р.А. просит решение суда изменить в части размера подлежащих взысканию с него денежных средств, определив таковой в сумме 97 241 руб. 93 коп. Вобоснование ответчик Крец Р.А. со ссылкой на положения действующего законодательства и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также на п. 4 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которым военнослужащие, отчисленные из военных училищ, не выслужившие срок военной службы по призыву, направляются для прохождения военной службы по призыву с зачетом периода обучения из расчета два дня военной службы в образовательной организации за один день военной службы по призыву, указывает, что первые два года обучения в военном училище засчитываются в срок военной службы по призыву, а поэтому затраченные на его обучение денежные средства за это время возмещаться не должны. Кроме того ответчик обращает внимание на то, что копию контракта о прохождении военной службы на руки он не получал, на момент рассмотрения дела в гарнизонном военном суде условия, указанные в нем, он не помнил, а копию иска получил после направления в суд заявления о признании им исковых требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель начальника военного института просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пп. 2 и 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях. Граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, в том числе за недисциплинированность, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. Условия о возмещении средств, а также их размер включаются в контракт о прохождении военной службы.
На основании подп. "б" п. 5 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение) условия контракта включают в себя обязанность гражданина возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом, средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, а также размер подлежащих возмещению средств.
Согласно п.7.1 той же статьи Положения при заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств.
В соответствии с пп. 5 и 6 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N402 (далее - Методика), период, на который определяются расходы по данной методике, составляет финансовый год. Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 1 июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта.
При этом согласно подп. "а" п. 7 Методики с момента заключения военнослужащим контракта о прохождении военной службы возмещение средств, затраченных на его военную или специальную подготовку, производится с начала обучения, то есть с первого курса.
Таким образом, возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, является разновидностью финансовой ответственности военнослужащих, обучавшихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, перед государством.
Системное толкование приведенных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что обязанность по возмещению затрат федерального бюджета на военную или специальную подготовку в определенных законом случаях может быть возложена на граждан, с которыми заключен контракт о прохождении военной службы.
При этом с момента заключения военнослужащим контракта о прохождении военной службы возмещение средств, затраченных на его военную или специальную подготовку, производится с начала обучения, то есть с первого курса.
Мнение автора жалобы о том, что из суммы, подлежащей взысканию, следует вычесть затраты за первые два года обучения в военном институте, поскольку они засчитываются в срок военной службы по призыву, является ошибочным, поскольку такой принцип противоречит вышеназванным требованиям Методики и положениям действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что приказом начальника военного института
от 1 августа 2018 г. N 147 с/ч Крец Р.А, с указанной даты зачислен на первый курс военного института.
1 октября 2019 г. ответчик заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения в военном институте и 5 лет после его окончания. При этом согласно п. 2 контракта он взял на себя обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 106082 руб. 10 коп. за год обучения.
Каких-либо неясностей контракт не содержит, оформлен в установленном порядке. С указанной суммой ответчик при подписании контракта согласился, после проходил обучение в военном институте именно на данных условиях, действия командования, связанные с заключением контракта, не оспаривал.
Приказом начальника военного института от 23 июля 2021 г. N 140 с/ч
Крец Р.А. был отчислен из военного института по недисциплинированности и с этой же даты исключен из списков личного состава указанного образовательного учреждения.
Из данного приказа следует, что Крец Р.А. уволен с военной службы - в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования (подп. "ж" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Таким образом, исходя из п. 6 Методики при исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку ответчика, следует принимать во внимание размер фиксированного значения суммы, указанной в заключенном им контракте о прохождении военной службы по военной специальности и равной 106082 руб. 10 коп. в год.
В соответствии с копией справки-расчета затраты на обучение Креца Р.А. за
2 года 11 месяцев обучения в военном институте, исходя из размера фиксированного значения суммы, установленного контрактом, составили 309 406 руб. 12 коп.
Указанный расчет был проверен гарнизонным военным судом и обоснованно принят как допустимое доказательство по делу, так как соответствует Методике, произведен с учетом включенного в контракт фиксированного значения суммы средств, подлежащих возмещению, и не опровергнут ответчиком в силу ст. 56 ГПКРФ иными средствами доказывания.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об обязанности
Креца Р.А. возместить средства за обучение в указанном размере, вопреки доводам жалобы, является правильным.
Доводы жалобы Креца Р.А. о том, что копию контракта он не получал и на момент рассмотрения дела в гарнизонном военном суде об условиях, указанных в нем, он не помнил, а также о получении им копии искового заявления после направления в суд заявления о признании исковых требований, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Так, из материалов гражданского дела следует, что копия искового заявления получена ответчиком Крецем Р.А. 2 апреля 2022 г, а заявление о признании иска направлено в суд не позднее 5 мая 2022 г.
Поскольку 1 октября 2019 г. Крец Р.А. заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения в военном институте и 5 лет после его окончания, то при подписании этого контракта ему стало известно о том, что размер средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку, составляет 106082 руб. 10 коп. в год. При этом ответчик добровольно принял на себя обязательства возместить данные денежные средства в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Исходя из вышеизложенного, а так же с учетом отсутствия обстоятельств, указанных в ст. 11 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения иска в полном объеме без уменьшения размера денежных средств, подлежащих взысканию.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 5 мая 2022 г. по иску врид начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации" к Крецу Роману Александровичу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.