Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Зари А.И, судей Меркулова Д.В, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 29 июня 2022 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований майора Минченкова Александра Евгеньевича о признании незаконными действий начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области (далее - Пограничное управление), связанных с отказом в выплате надбавки за особые условия военной службы.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поданных относительно нее возражений, судебная коллегия, установила:
Минченков А.Е. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника Пограничного управления, изложенное в письме от 24 февраля 2022 г. N 21/306/8/334, об отказе в установлении надбавки за особые условия военной службы за непосредственное осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, обязать указанное должностное лицо установить и выплатить ему данную надбавку за период с ноября 2021 г. по декабрь 2022 г.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Минченков А.Е. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В жалобе административный истец выражает несогласие с выводами суда о том, что он не вправе претендовать на получение оспариваемой надбавки из-за того, что якобы в его должностные обязанности не входит непосредственное осуществление государственного контроля в сфере морских биологических ресурсов и в его подразделении нет отделения режимно-контрольных мероприятий по осуществлению непрерывного (постоянного) государственного контроля по охране морских биологических ресурсов.
В обоснование своих доводов податель жалобы указывает, что в распоряжение начальника Пограничного управления от 8 ноября 2021 г. N 248 "О привлечении должностных лиц к осуществлению федерального государственного контроля в области рыболовства и сохранении водных биологических ресурсов в части морских биологических ресурсов" и в приказе этого же должностного лица от 14 февраля 2022 г. N 14 "О порядке организации и осуществления государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части морских биологических ресурсов в 2022 г." не сказано о сезонности (периодичности) осуществления им государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.
В письменных возражениях представитель Пограничного управления просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073, в случае если специфика военной службы требует исполнения обязанностей военной службы в особых условиях надбавка может устанавливаться в размере до 50 процентов оклада по воинской должности по перечням, утверждаемым руководителем соответствующего государственного органа.
Подпунктом "н" п. 1 Инструкции о выплате военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, утвержденной приказом ФСБ России от 26 декабря 2012 г. N 677 (далее - Инструкция), предусмотрена выплата надбавки в размере 40 процентов оклада по воинской должности военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает непосредственное осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.
Согласно пунктам 5 и 17 Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части морских биологических ресурсов, утвержденного приказом ФСБ России от 16 октября 2020 г. N 476, предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами при осуществлении своей деятельности требований в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части морских биологических ресурсов, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственный контроль (надзор) осуществляется непрерывно.
Согласно подпункту 5 пункта 7 Типового должностного регламента начальника подразделения береговой охраны пограничного органа, утвержденного приказом ФСБ России от 1 февраля 2021 N 37, начальник отделения (пограничной заставы) обязан организовывать деятельность подразделения по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов на участке ответственности.
Изложенное означает, что обязанностями указанного должностного лица являются управление штатными силами и средствами отделения (пограничной заставы) для достижения целей государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, а не непосредственное ее осуществление этим должностным лицом.
Из разъяснений заместителя руководителя Службы обеспечения деятельности ФСБ России - начальника финансово-экономического управления от 18 декабря 2017 г. N 13/3-1921, от 4 марта 2020 г. N 13/3-389 и от 20 июня 2022 г. N 13/3-855 следует, что применительно к подпункту "н" п. 1 Инструкции оспариваемая надбавка устанавливается военнослужащим, замещающих воинские должности, основной служебной обязанностью которых является непосредственное осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, в частности начальники отделов (пограничных комендатур), отделений (пограничных застав), имеющих в своем составе подразделения режимно-контрольных мероприятий, при наличии закрепленных в должностных регламентах должностных обязанностей по непосредственному осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.
Следовательно, выплата оспариваемой надбавки подлежит установлению начальникам отделений (пограничной заставы), которые имеют в своем составе подразделения режимно-контрольных мероприятий, и только тем военнослужащим, у которых в должностных регламентах закреплены соответствующие обязанности, так как осуществляемые ими мероприятия по государственному контролю носят непрерывный (постоянный) характер и не являются периодическими (сезонными)
Из материалов дела следует, что с марта 2021 г. Минченков А.Е. проходит военную службу на должности начальника отделения (пограничной заставы) отдела (пограничной комендатуры) в "адрес" указанного пограничного управления.
Согласно справке заместителя командира войсковой части - начальника отдела кадров Пограничного управления от 14 июня 2022 г. N 8/1354 в составе вышеуказанного подразделения отделение режимно-контрольных мероприятий отсутствует.
Из должностного регламента начальника отделения (пограничной заставы) отдела (пограничной комендатуры) в "адрес" Пограничного управления от
1 июня 2021 г. следует, что в обязанности административного истца входят организация деятельности отделения отдела по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов на участке ответственности.
19 января 2022 г. Минченков А.Е. обратился с рапортом командованию, в котором просил установить ему надбавку за особые условия военной службы за осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов с ноября 2021 г.
По результатам рассмотрения рапорта Минченкова А.Е. начальником Пограничного управления дан письменный ответ от 24 февраля 2022 г.
N 21/306/8/334, которым административному истцу отказано в выплате указанной надбавки ввиду отсутствия в его составе отделения (пограничной заставы) подразделения режимно-контрольных мероприятий и в его должностных регламентах нет обязанностей по непосредственному осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.
Поскольку условием для выплаты оспариваемой надбавки является совокупность приведенных выше обстоятельств, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для установления надбавки административному истцу.
При таких обстоятельствах является беспредметным ссылка в жалобе на распоряжение начальника Пограничного управления от 8 ноября 2021 г. N 248 и приказ от 14 февраля 2022 г. N 14.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского гарнизонного военного суда от 29 июня 2022 г. по административному исковому заявлению Минченкова Александра Евгеньевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.