Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника SIA "ODARA LOGISTICS" / общества с ограниченной ответственностью "ОДАРА ЛОГИСТИК" (далее - ООО "ОДАРА ЛОГИСТИК") Дмитриева В.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Себежского районного суда Псковской области от 2 августа 2021 года и решение судьи Псковского областного суда от 7 октября 2021 года, вынесенные в отношении ООО "ОДАРА ЛОГИСТИК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением судьи Себежского районного суда Псковской области от 2 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Псковского областного суда от 7 октября 2021 года, ООО "ОДАРА ЛОГИСТИК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей без конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "ОДАРА ЛОГИСТИК" Дмитриев В.В. просит об отмене приведенных судебных актов, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения и наличием процессуальных нарушений.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании подпункта 2 пункта 2 данной статьи независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчиком либо иным лицом в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи представляются документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
Под запретами и ограничениями в силу подпункта 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарносанитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений" установлено, что вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требования страны-импортера.
Контроль за соблюдением положений части 1 настоящей статьи осуществляется таможенными органами в форме документарной проверки в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 25).
В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 г. N 995, (далее Правила N 995) вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет".
На основании пункта 5 Правил N 995 должностное лицо таможенного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете вывоза из Российской Федерации партии подкарантинной продукции в следующих случаях:
а) сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации, содержащейся в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах;
б) имеется достоверная информация о том, что фактическое количество подкарантинной продукции в партии подкарантинной продукции на 10 и более процентов превышает количество такой продукции, указанное в фитосанитарном сертификате;
в) фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным;
г) фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера.
Пункт 7 Правил определяет случаи, при которых фитосанитарный сертификат признается недействительным, в частности, недействительным признается фитосанитарный сертификат, который не содержит указание на наименование и (или) номер транспортного средства, если требование об обязательном указании в фитосанитарном сертификате номера транспортного средства предусмотрено законодательством страны- импортера, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4.1.6 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318, фитосанитарный сертификат признается недействительным, если в фитосанитарном сертификате указан номер транспортного средства не соответствующий фактическому номеру данного транспортного средства (за исключением случая несовпадения номера седельного тягача с номером, указанным в фитосанитарном сертификате, при условии, что номера буксируемых им полуприцепа и прицепа (при наличии) совпадают с номерами, указанными в фитосанитарном сертификате).
Из материалов дела следует, что 9 февраля 2021 г. на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни прибыл состав грузовых транспортных средств, регистрационный номер N, под управлением ФИО4 перевозчика SIA "ODARA LOGISTICS", следовавший из России в Латвию.
При убытии с таможенной территории ЕАЭС представитель перевозчика SIA "ODARA LOGISTICS" ФИО4 представил должностному лицу таможенного поста МАПЛ Бурачки Псковской таможни товаросопроводительные документы: CMR N от 7 февраля 2021 г, инвойс N от 7 февраля 2021 г, спецификацию без номера, декларацию на товары N от 7 февраля 2021 г, фитосанитарный сертификат N от 5 февраля 2021 г, согласно которым транспортным средством перемещался товар "лесоматериалы, распиленные вдоль из сосны", код по ТН ВЭД ЕАЭС 4407119300, 8 грузовых мест, 36 куб. м, весом брутто 24000 кг.
Данный товар по наименованию и коду включен в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318, относится к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском.
В ходе проверки документов и сведений таможенным органом было выявлено, что в фитосанитарном сертификате N от 5 февраля 2021 г. был указан регистрационный номер полуприцепа N, что не соответствует фактическому номеру транспортного средства убывавшего с территории ЕАЭС (N).
Таким образом, представленный SIA "ODARA LOGISTICS" фитосанитарный сертификат N являлся недействительным, так как указанный в нем номер полуприцепа не соответствовал номеру полуприцепа, на котором перемещался товар.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО "ОДАРА ЛОГИСТИК" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего таможенного законодательства.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ОДАРА ЛОГИСТИК" к административной ответственности соблюдены.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения и допущенных процессуальных нарушениях были предметом проверки судебных инстанций, обоснованно отклонены по указанным в судебных актах мотивам, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств. Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "ОДАРА ЛОГИСТИК", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ООО "ОДАРА ЛОГИСТИК" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Административное наказание назначено ООО "ОДАРА ЛОГИСТИК" в пределах статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Себежского районного суда Псковской области от 2 августа 2021 года и решение судьи Псковского областного суда от 7 октября 2021 года, вынесенные в отношении SIA "ODARA LOGISTICS" / общества с ограниченной ответственностью "ОДАРА ЛОГИСТИК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника SIA "ODARA LOGISTICS" / общества с ограниченной ответственностью "ОДАРА ЛОГИСТИК" Дмитриева В.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.