Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Бодунова Н.Л. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2021 года (N 2а-3031/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 ноября 2021 года (N 33а-17142/2021) по административному исковому заявлению Бодунова Н.Л. к Выборгскому районному отделу судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу, старшему судебному приставу Выборгского районного отдела судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу об оспаривании действий, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, заслушав объяснения Бодунова Н.Л, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бодунов Н.Л. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным ответ Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу от 16 августа 2019 года N об отказе в проведении перерасчета суммы задолженности по уплате алиментов по исполнительному производству N согласно приведенному им расчету в таблице N 1.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Бодунов Н.Л. просил обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу:
-провести перерасчет суммы задолженности по уплате алиментов по исполнительному производству согласно приведенному заявителям расчету, указав в постановлении от 7 октября 2009 года об обращении взыскания на пенсию должника данную сумму;
-обязать провести перерасчет остатка суммы задолженности по уплате алиментов по исполнительному производству с учетом удержанных сумм из пенсионной выплаты, установленной Бодунову Н.Л, в период с декабря 2009 года по дату проведения перерасчета;
-обязать выдать Бодунову Н.Л. на руки постановление о погашении всей задолженности по уплате алиментов по исполнительному производству;
-обязать прекратить исполнительное производство в отношении Бодунова Н.Л. в связи с полным погашением задолженности по уплате алиментов;
-обязать направить информацию - постановление о прекращении исполнительного производства в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
В ходе рассмотрения дела Бодунов Н.Л. изменил заявленные требования, и просил признать незаконными отказы заместителя начальника Выборгского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу от 15 июля 2019 года и от 16 августа 2019 года провести перерасчет суммы задолженности по уплате алиментов по исполнительному производству N 2/1725348/9/2009 согласно приведенному им расчету в таблице N 1.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Бодунов Н.Л. просил обязать Выборгский РОСП УФССП России по Санкт- Петербургу (в лице судебного пристава-исполнителя):
-провести перерасчет суммы задолженности по уплате алиментов по исполнительному производству N 2/1/25348/9/2009 согласно приведенному заявителем расчету в таблице N 1 с учетом трехлетнего периода, предшествующего дате предъявления ко взысканию исполнительного листа, то есть с 16 сентября 2006 года по 18 апреля 2010 года, указав в постановлении об обращении взыскания на пенсию должника данную сумму;
-провести перерасчет остатка суммы задолженности по уплате алиментов по исполнительному производству N 2/1/25348/9/2009 с учетом удержанных сумм из пенсионной выплаты, установленной Бодунову Н.Л, в период с 26 ноября 2008 года по дату проведения перерасчета;
-выдать Бодунову Н.Л. на руки постановление о погашении всей суммы задолженности по уплате алиментов по исполнительному производству N 2/1/25348/9/2009;
-прекратить взыскание по исполнительному производству N 2/1/25348/9/2009 в отношении Бодунова Н.Л. в связи с полным погашением задолженности по уплате алиментов;
-направить информацию - постановление о прекращении взыскания по исполнительному производству N 2/1/25348/9/2009 в отношении Бодунова Н.Л. в связи с полным погашением задолженности по уплате алиментов в УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
В обоснование заявленных требований Бодунов Н.Л. указал, что 7 октября 2009 года в рамках исполнительного производства N 2/1/25348/9/2009, возбужденного 7 октября 2009 года на основании дубликата исполнительного листа по делу N 2-2093/1994, было вынесено постановление об обращении взыскания на его пенсию, в соответствии с которым удержания следовало производить ежемесячно в размере 1/4 части, начиная с 26 сентября 2009 года, но до погашения задолженности в сумме 720 718 рублей 80 копеек удержание следовало производить по 50 %, из них 25 % - текущие алименты, а 25 % - в счет погашения долга, со всех видов доходов, причитающихся должнику после начисления налогов с указанием периода, за который взысканы суммы. Будучи не согласным с суммой задолженности, исчисленной в 2009 году, он неоднократно обращался в Выборгский РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу, однако до августа 2019 года ответов на просьбы предоставить документы, согласно которым была рассчитана и начислена сумма алиментов ко взысканию, ему не было предоставлено. 27 марта 2019 года им было направлено требование о перерасчете суммы задолженности, выдаче постановления о погашении суммы задолженности, о прекращении исполнительного производства и направлении информации в УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга, на которое получен ответ от 5 апреля 2019 года об отсутствии оснований для перерасчета задолженности в связи с окончанием исполнительного производства. Желая в досудебном порядке урегулировать спор, он еще несколько раз обращался в УФССП России по Санкт-Петербургу, а 23 августа 2019 года вновь получил ответ об отсутствии оснований для проведения перерасчета.
В обоснование несогласия с проведенным расчетом указал, что до 2008 года не работал в связи с болезнью, соответственно для исчисления суммы алиментов должны были учитываться среднестатистические данные оплаты труда в рублях в Российской Федерации в период с 26 мая 1994 года по 25 ноября 2008 года, а с 26 ноября 2008 года ему была назначена пенсия по инвалидности. Также указал, что копию постановления об исполнительном производстве получил только в 2019 году, в предоставлении информации ему постоянно отказывали, обосновывая невозможностью предоставить информацию в связи с уничтожением документов исполнительного производства по истечении длительного времени. Бодуновым Н.Л. самостоятельно произведен расчет суммы задолженности по уплате алиментов в период с 26 мая 1994 года до совершеннолетия дочери, 18 апреля 1992 года рождения, то есть по 18 апреля 2010 года на общую сумму 188 799 рублей 16 копеек.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2020 года в удовлетворении административного иска Бодунова Н.Л. отказано в связи с пропуском срока обращения в суд с административным иском.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 декабря 2020 года решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2020 года отменено, дело возвращено в тот же суд для рассмотрения по существу в том же составе суда.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 ноября 2021 года, в удовлетворении административного иска Бодунова Н.Л. отказано.
В кассационной жалобе на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 ноября 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 7 июня 2022 года, Бодунов Н.Л. ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
По делу установлено, что решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 2 сентября 1994 года по делу N 2-2093/1994 с Бодунова Н.Л. взысканы в пользу Бодуновой (Левиной) И.Э. алименты на содержание дочери ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 части всех видов заработка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия ребенка.
6 октября 2005 года Красногвардейским районным судом Санкт-Петербурга выдан дубликат исполнительного листа по решению от 2 сентября 1994 года по делу N 2-2093/1994.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу от 16 сентября 2009 года на основании указанного дубликата исполнительного листа возбуждено исполнительное производство N 3323/09/02/40.
По сообщению Федеральной службы судебных приставов от 16 августа 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу от 6 октября 2009 года произведен расчет задолженности Бодунова Н.Л. по алиментам за период с 26 мая 1994 года по 26 сентября 2009 года, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, которая составила 720 718 рублей 80 копеек.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу от 7 октября 2009 года копия исполнительного документа направлена в пенсионный отдел по Выборгскому району с указанием удержания производить ежемесячно по 1/4 части, начиная с 26 сентября 2009 года, но до погашения задолженности в сумме 720 718 рублей 80 копеек удержание производить по 50%, из них 25% - текущие алименты, а 25% - в счет погашения долга со всех видов дохода.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу от 4 декабря 2009 года копия исполнительного документа направлена в пенсионный отдел по Выборгскому району с указанием на удержание 50%.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу от 28 февраля 2011 года исполнительное производство окончено в связи с направлением копии исполнительного документа по месту получения дохода.
Из объяснений представителя административного ответчика Выборгского РОСП ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу следует, что оригинал исполнительного производства в архиве не обнаружен, копии документов распечатаны из электронной базы, расчеты производились на бумаге вручную, в связи с чем в электронной базе цифры не указаны.
Согласно справкам Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгском районе Санкт-Петербурга от 1 марта 2019 года и от 2 марта 2021 года Бодунову Н.Л. назначена пенсия по инвалидности с 26 ноября 2008 года, из пенсии Бодунова Н.Л. производятся удержания суммы долга по алиментам 720 718 рублей 80 копеек и за период с декабря 2009 года по март 2021 года удержано 346 036 рублей 83 копейки и остаток долга по алиментам составляет 374 681 рубль 97 копеек.
Бодунов Н.Л. неоднократно обращался в Выборгский РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу, УФССП России по Санкт-Петербургу, ФССП России, Прокуратуру Санкт-Петербурга, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с заявлениями, в которых просил провести перерасчет суммы задолженности по уплате алиментов по исполнительному производству N 2/1/25348/9/2009 согласно приведенному заявителем расчету в таблице N 1; провести перерасчет остатка суммы задолженности по уплате алиментов по исполнительному производству N 2/1/25348/9/2009 с учетом удержанных сумм из пенсионной выплаты в период с декабря 2009 года по дату проведения перерасчета; выдать Бодунову Н.Л. на руки постановление о погашении всей суммы задолженности по уплате алиментов по исполнительному производству N 2/1/25348/9/2009; прекратить взыскание по исполнительному производству N 2/1/25348/9/2009 в отношении Бодунова Н.Л. в связи с полным погашением задолженности по уплате алиментов; направить информацию - постановление о прекращении взыскания по исполнительному производству N 2/1/25348/9/2009 в отношении Бодунова Н.Л. в связи с полным погашением задолженности по уплате алиментов в УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга, которые оставлены без удовлетворения.
В соответствии с расчетом задолженность по алиментам произведена Бодуновым Н.Л. с 26 мая 1994 года по 25 ноября 2008 года исходя из средней заработной платы в Российской Федерации, установленной на каждый месяц года расчетного периода, а с 26 ноября 2008 года по 18 апреля 2010 года исходя из размера установленной ему пенсии и составляет 188 799 рублей 16 копеек.
В настоящем деле Бодунов Н.Л. оспаривал ответы на его обращения о несогласии с произведенным судебным приставом-исполнителем расчетом задолженности по алиментам.
Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Частью 1 статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Судами установлено, что обращения Бодунова Н.Л. были рассмотрены, в его адрес направлены мотивированные ответы, в которых содержится исчерпывающая информация по исполнительному производству и указаны основания для отказа в удовлетворении заявления.
Несогласие административного истца с указанными ответами не свидетельствует о ненадлежащем рассмотрении его обращений.
Задачами исполнительного производства согласно статье 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Одним из видов исполнительного документа согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.
В силу пункта 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
Частью 2 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
В соответствии с частью 3 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Согласно пункту 1 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.
В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов в соответствии с пунктом 2 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.
Согласно справке Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгском районе Санкт-Петербурга от 1 марта 2019 года Бодунову Н.Л. назначена пенсия по инвалидности с 26 ноября 2008 года.
В административном исковом заявлении Бодунов Н.Л. указал, что до 2008 года не работал.
В суде апелляционной инстанции Бодунов Н.Л. подтвердил, что до установления инвалидности не работал, в 2006 году был арестован, поскольку находился в федеральном розыске в связи с неуплатой алиментов.
В заявлении от 14 июля 2009 года в Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Левина (Бодунова) И.Э. указала, что не получает алименты с 1994 года, в 2005 году ей сообщили об утрате исполнительного листа и о необходимости представления дубликата исполнительного листа, после чего Бодунов Н.Л. был объявлен в розыск и после того, как был обнаружен, позвонил ей и сообщил, что алименты она не получит.
При таких обстоятельствах, судебным приставом-исполнителем правильно произведен расчет задолженности по алиментам с даты, установленной в решении суда - с 26 мая 1994 года и до совершеннолетия ребенка - до 18 апреля 2010 года.
Поскольку Бодунов Н.Л. до установления инвалидности не работал, то в соответствии с частью 3 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности, начиная с 26 мая 1994 года по 26 ноября 2008 года (дату назначения пенсии по инвалидности) и с 26 ноября 2008 года по 18 апреля 2010 года в размере 1/4 части пенсии.
Средний размер заработной платы в Российской Федерации на дату составления судебным приставом-исполнителем расчета задолженности по алиментам - 6 октября 2009 года составлял 18798 рублей, 1/4 часть алиментов за вычетом подоходного налога составляет 4088 рублей 57 копеек.
Бодунов Н.Л. требовал произвести расчет задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, действующей на каждый месяц года платежа алиментов, что не соответствует положениям части 3 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и приводит к занижению размера задолженности по алиментам.
Суды правильно исходили из того, что административный истец фактически не согласен с постановлением о расчете задолженности по алиментам, вынесенным 6 октября 2009 года, однако требования об оспаривании постановления о расчете задолженности по алиментам не заявлял, при этом административный истец просил возложить на судебного пристава-исполнителя обязанность признать установленную судебным приставом-исполнителем задолженность отсутствующей, что возможно только путем предъявления соответствующего иска в порядке гражданского судопроизводства.
Доводы о недопустимости взыскания алиментов из пенсии по инвалидности являются ошибочными, основаны на неправильном толковании пункта 9 части 1 статьи 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которому взыскание не может на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые ответы соответствует требованиям законодательства, порядок их принятия административным ответчиком соблюден, по своему содержанию соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, не нарушают прав и законных интересов административного истца.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 ноября 2021 года без изменения, кассационную жалобу Бодунова Н.Л. - без удовлетворения.
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 ноября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 24 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.