Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-2392/2021) по кассационной жалобе Фодчука И.Д. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 30 марта 2022г. (N33а-1629/2022) по административному иску Фодчука И.Д. к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России о признании незаконными действий, связанных с условиями содержания, и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения участвующего в судебном заседании с помощью систем видеоконференц-связи Фодчука Ивана Дмитриевича, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фодчук И.Д. обратился в суд с административным иском, в котором, просил признать незаконным бездействие исправительного учреждения, выразившееся в не направлении его почтовой корреспонденции за счет средств федерального бюджета, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей.
В обоснование административного иска указал, что в период отбывания наказания в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее-ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области) 25 августа 2021г. был водворен в штрафной изолятор. 26 и 27 августа 2021г. написал две жалобы в Архангельскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которые администрацию исправительного учреждения просил отправить за счет средств федерального бюджета, о чем указал в соответствующих заявлениях. Эти жалобы возвращены ему 23 сентября 2021г. с указанием на наличие на его счете денежных средств в сумме, достаточной для их отправления. С действиями администрации исправительного учреждения не согласен, полагает их нарушающими его право на обращение с жалобами в органы прокуратуры.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 15 декабря 2021г. административный иск удовлетворен в части: признано незаконным бездействие Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", выразившееся в не направлении почтовой корреспонденции Фодчука И.Д. за счет средств федерального бюджета. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Фодчука И.Д. взыскана компенсация за нарушение условий его содержания в исправительном учреждении в размере 2 000 рублей. В удовлетворении административного иска к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 30 марта 2022г. решение Котласского городского суда Архангельской области от 15 декабря 2021г. отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска Фодчука И.Д. о признании незаконными действий, связанных с условиями содержания в исправительном учреждении, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отказано.
В кассационной жалобе Фодчук И.Д. просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 30 марта 2022г. отменить, административный иск удовлетворить в полном объеме. Полагает, что при вынесении обжалуемого апелляционного определения нарушены нормы материального и процессуального права, повлекшие принятие необоснованного решения.
Заинтересованным лицом Министерством финансов Российской Федерации представлены возражения относительно кассационной жалобы.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Нарушения такого характера допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалоб ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, УФСИН по Архангельской области, Фодчука И.Д. на решение Котласского городского суда Архангельской области от 15 декабря 2021г.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доводы административного истца о допущенных администрацией исправительного учреждения нарушениях условий его содержания нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, что дает ему право на получение справедливой компенсации.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласилась, указав, что действующим законодательством предусмотрено освобождение осужденных от несения почтовых расходов на отправление почтовой корреспонденции в суд, органы прокуратуры, иным органам государственной власти лишь в тех случаях, когда такое освобождение необходимо для обеспечение таких расходов. Таких обстоятельств по делу не установлено. По делу подтверждается, что на дату обращения с заявлениями о направлении его жалоб в Архангельскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях за счет средств федерального бюджета на лицевом счете Фодчука И.Д. имелись денежные средства в сумме, достаточной для направления указанной почтовой корреспонденции. Водворение осужденного в штрафной изолятор не препятствует осужденному обращаться с жалобами в органы государственной власти, распоряжаться своими денежными средствами, находящимися на его лицевом счете. Данное обстоятельство не предусмотрено законодательством и в качестве основания для направления почтовой корреспонденции за счет средств федерального бюджета. В связи с чем не направление его обращений за счет средств федерального бюджета не может быть признано нарушений условий его содержания.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) учреждения, может заявить требования о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Условия содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, а также осужденных определены Федеральным законом от 15 июля 1995г. N403-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016г. N295, Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 14 октября 2005г. N189.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 02 мая 2006г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 10 июня 2008г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26 апреля 2013г.N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункт 7 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995г. N 403-Ф3 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999г. N 420-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
В пункте 14 названого выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, указывается, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004г. N1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и иконных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее-УИК РФ) осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Из положений ч.3 ст.15 УИК РФ следует, что направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.
Частью 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
При этом ст.91 УИК РФ определено, что осужденным к лишению свободы, разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.
Согласно пункту 54 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016г. N295 (действовавших на момент возникновения спорных правоотношений) получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации ИУ. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Переписка между осужденными, содержащимися в разных ИУ, осуществляется с разрешения администрации в установленном порядке.
Пунктом 55 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016г. N295 (далее-Правила) определено, что письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.
В силу пункта 58 Правил Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации ИУ. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней.
Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.
Этим же пунктом Правил предусмотрено, что при отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм).
Письма, почтовые карточки и телеграммы осужденные отправляют и получают за счет собственных средств.
Как следует из материалов дела, Фодчук И.Д. отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области с период с 4 июля 2018г. по 16 октября 2021г. 16 октября 2021г. убыл в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
25 августа 2021г. Фодчук И.Д. водворен в ШИЗО за нарушение распорядка дня на 8 суток и 2 сентября 2021г. за нарушение формы одежды на 10 суток, освободился из ШИЗО 12 сентября 2021г.
Находясь в ШИЗО, 26 и 27 августа 2021г. Фодчук И.Д. написал две жалобы в Архангельскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, передав их для отправления администрации учреждения. Одновременно им были поданы администрации учреждения заявления от 26 августа 2021г. и от 27 августа 2021г, в которых он просил администрацию учреждения направить копии жалоб в Архангельскую прокуратуру по надзору за счет федерального бюджета, так как у него нет возможности направить жалобы за свой счет.
Названные жалобы Фодчука И.Д. от 26 августа 2021г. и от 27 августа 2021г. администрацией ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области не были направлены в Архангельскую прокуратуру.
В письме от 22 сентября 2021г. N29/ТО/43/12-Ф7 начальником ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области сообщено Фодчуку И.Д, что на его лицевом счете по состоянию на 27 августа 2021г. имеются денежные средства в размере 98 руб. 41 коп. В магазине при Учреждении имеются в наличии почтовые марки и конверты, которые можно приобрести за счет собственных средств, для отправки корреспонденции в различные инстанции. Денежные средства с его лицевого счета на отправку корреспонденции бухгалтерия удержать не может, так как не заключен договор с ОАО "Почта России". Договор между учреждением и "Почтой России" не может быть заключен, так как ОАО "Почта России" не предусмотрены операции по безналичному расчету от осужденных через третьих лиц, и следовательно удержаний с лицевого счета произведено быть не может.
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что по состоянию на 26 августа 2021г. и на 27 августа 2021г. Фодчук И.Д. знал о наличии у него на лицевом счету 98 руб. 41 коп.
Кроме этого, исходя из представленной в суд информации о тарифах на услуги общедоступной почтовой связи не ясно, хватило бы имеющихся на лицевом счету Фодчука И.Д. денежных средств для направления двух жалоб в органы прокуратуры (л.д.140).
Кроме этого, указание о возможности посетить магазин для приобретения почтовых принадлежностей обоснованно признано судом первой инстанции несостоятельным, так как Фодчук И.Д. в период подачи жалоб находился в ШИЗО, соответственно не мог посетить названный магазин.
Кроме этого, обращения Фродчука И.Д. были адресованы в организацию, включенную в перечень организаций, указанных в ч.4 ст.15 УИК РФ. Поэтому его обращение не подлежало цензуре и не позднее одного рабочего дня подлежало передаче оператору связи для ее доставки, что сделано не было.
Следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, административным ответчиком ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области нарушен срок для передачи почтовой корреспонденции оператору почтовой связи, что свидетельствует о нарушении поименованным административным ответчиком требований ст.12, 15 УИК РФ и привело к нарушению прав административного истца.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении административным ответчиком ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области сроков рассмотрения обращений Фодчука И.Д. о направлении его жалоб за счет федерального бюджета.
С учетом конкретных обстоятельств дела, приведенного регулирования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконном бездействии ФКУ ИК-4 УФСИН России, выразившемся в ненаправлении почтовой корреспонденции Фодчука И.Д. за счет средств федерального бюджета.
При определении размера компенсации суд исходил из характера допущенного нарушения, принципов разумности и справедливости и обоснованно установилего в сумме 2 000 руб.
Исходя из фактических установленных обстоятельств дела, руководствуясь ст.227.1 КАС РФ, суд обоснованно отказал в удовлетворении административного иска Фодчука И.Д. к УФСИН России по Архангельской области.
Таким образом, обстоятельства по делу установлены судом первой инстанции полно и правильно, выводы суда первой инстанции являются верными, в решении суда первой инстанции мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
С учетом изложенного обоснования, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии незаконного бездействия со стороны ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области и соответственно об отсутствии оснований для присуждения компенсации за нарушение условий содержания не основаны на вышеуказанном правовом регулировании и не соответствуют обстоятельствам дела.
Правовых оснований для изменения размера присужденной Фодчуку И.Д. судом первой инстанции компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении по делу не имеется.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 30 марта 2022г. подлежит отмене по основаниям ч.2 ст.328 КАС РФ, с оставлением в силе решения Котласского городского суда Архангельской области от 15 декабря 2021г.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 30 марта 2022г. отменить, оставить в силе решение Котласского городского суда Архангельской области от 15 декабря 2021г.
Решение Котласского городского суда Архангельской области от 15 декабря 2021г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 7 сентября 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.