Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 октября 2021 года (N 2а-2218/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 21 апреля 2022 года (N 33а-1488/2022) по административному исковому заявлению Клюева Ильи Николаевича к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, Управлению ФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Клюев И.Н. обратился в суд с иском о компенсации морального вреда в размере 3000000 рублей, в обоснование которого указал, что в период отбывания наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в отношении него допускались нарушения условий содержания в исправительном учреждении, материально-бытовые условия не соответствовали требованиям нормативно-правовых положений, регламентирующих содержание осужденных в исправительном учреждении, что причинило ему нравственные и психические страдания и переживания, требующие взыскания в его пользу денежной компенсации.
По результатам рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства дела, решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 октября 2021 года исковые требования Клюева И.Н. удовлетворены частично, с Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Клюева И.Н. взыскана компенсация морального вреда в сумме 10000 рублей. В удовлетворении остальной части иска к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми и ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 21 февраля 2022 года дело по исковому заявлению Клюева И.Н. к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, Управлению ФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, по апелляционным жалобам административного истца Клюева И.Н, представителя ФСИН России, Управления ФСИН России по Республике Коми и ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми Ксендзовой Ю.А. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 октября 2021 года передано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2022 года решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 7 июля 2022 года, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, полагая их незаконными и необоснованными, настаивая на отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что осужденный Клюев И.Н. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с 2 февраля 2020 года по настоящее время. По прибытию в исправительное учреждение Клюев И.Н. был сначала помещен в карантинное отделение, после чего с 12 февраля 2020 года распределен в секцию N 1 отряда N 3, где он содержался до 6 августа 2020 года, затем переведен в помещение N 1 отряда N 7 СУОН. В период отбывания наказания в указанном исправительном учреждении осужденный Клюев И.Н. водворялся в ШИЗО 6 раз с мая 2020 по май 2021 года сроком от 5 до 15 суток.
Разрешая заявленные административным истцом требования, руководствуясь положениями статьи 55 Конституции Российской Федерации, статьями 10, 11, 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", а также принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что условия содержания административного истца в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми не в полной мере соответствовали предъявляемым требованиям действующего законодательства, а именно отсутствовало горячее водоснабжение в отряде, не обеспечено достаточное количество исправного санитарно-технического оборудования, исходя из количества осужденных, в пользовании которых оно находилось, недостаточное освещение, в связи с чем, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания компенсации в размере 10000 рублей.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Оснований полагать размер указанной компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами судов, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемые судебные акты постановлены исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судов с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационных жалобах по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 14 сентября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.