Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-5495/2021) по кассационной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 февраля 2022г.(N33а-851/2022) по административному иску Кислякова С.М, Петрашкевича Г.А, Мазепы Н.И, Автамонова И.А, Капустиной О.В, Каневой О.Я. к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее-МО ГО "Сыктывкар") о признании незаконным бездействия, выразившегося в не присвоении адресов объектам адресации, устранении допущенных нарушений.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Комарова Е.В, действуя в интересах Кислякова С.М, Петрашкевича Г.А, Мазепа Н.И, Автамонова И.А, Капустиной О.В, Каневой О.Я, обратилась в суд с административным иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным бездействия, выразившегося в не присвоении адресов объектам адресации - земельным участкам с кадастровыми номерами N и находящимся на данных участках жилым домам; возложении обязанности выдать решения о присвоении указанным объектам адресации адресов с указанием адресообразующих элементов согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.11.2014г. N1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения, аннулирования адресов".
В обоснование указано, что на основании заявлений административных истцов, являющихся собственниками указанных выше земельных участков и жилых домов, постановлениями администрации МО ГО "Сыктывкар" спорным земельным участкам и жилым домам присвоены идентичные адреса: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ Сыктывкар, город Сыктывкар.
По мнению административных истцов, присвоенные адреса объектам адресации не отвечают требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения, аннулирования адресов", так как не содержат необходимых адресообразующих элементов (наименование элемента улично-дорожной сети, номеров земельного участка и дома), что не соответствует принципу уникальности, обязательности и легитимности, и делает невозможным внесение адреса в государственный адресный реестр, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2015 N 492. Полагают, что указание в постановлениях неполного адреса объектов адресации свидетельствует о бездействии административного ответчика, выразившемся в невыполнении законодательно установленных правил при решении вопроса о присвоении адреса спорным объектам.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска Кислякова С.М, Петрашкевича Г.А, Мазепа Н.И, Автамонова И.А, Капустиной О.В, Каневой О.Я. об оспаривании бездействия администрации МО ГО "Сыктывкар" при решении вопроса о присвоении почтовых адресов объектам адресации, расположенным в границах кадастрового квартала 11:05:0104002, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 февраля 2022г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 сентября 2021г. отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск Кислякова С.М, Петрашкевича Г.А, Мазепы Н.И, Автамонова И.А, Капустиной О.В, Каневой О.Я. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным бездействия, выразившегося в не присвоении адресов объектам адресации, устранении допущенных нарушений удовлетворен.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", выразившееся в не присвоении адресов объектам адресации:
-земельному участку, расположенному по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ "Сыктывкар", г. Сыктывкар, с кадастровым номером N, и находящемуся на указанном земельном участке жилому дому, принадлежащим Капустиной О.В.;
-земельному участку, расположенному по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ "Сыктывкар", г. Сыктывкар, с кадастровым номером N, принадлежащему Каневой О.Я.;
-земельному участку, расположенному по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ "Сыктывкар", г. Сыктывкар, с кадастровым номером N, и находящемуся на указанном земельном участке жилому дому, принадлежащим Автамонову И.А.;
-земельному участку, расположенному по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ "Сыктывкар", г. Сыктывкар, с кадастровым номером N, и находящемуся на указанном земельном участке жилому дому, принадлежащим Кислякову С.М.;
-земельному участку, расположенному по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ "Сыктывкар", г. Сыктывкар, с кадастровым номером N, и находящемуся на указанном земельном участке жилому дому, принадлежащим Петрашкевич Г.А.;
-земельному участку, расположенному по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ "Сыктывкар", г. Сыктывкар, с кадастровым номером N, и находящемуся на указанном земельном участке жилому дому, принадлежащим Мазепа Н.И..
На администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" возложена обязанность присвоить указанным выше объектам адресации адреса в соответствии с "Правилами присвоения изменения и аннулирования адресов", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1221 от 19 ноября 2014 года.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение и на неправильное применение судами норм материального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемого судебного постановления не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Не согласившись в выводами суда первой инстанции, суд признал незаконным бездействие администрации МО ГО "Сыктывкар", выразившиеся в не выполнении предоставленных законом полномочий по присвоению адресов спорным объектам адресации с указанием обязательных адресообразующих элементов в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, что привело к нарушение прав административных истцов.
Пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 26 июля 2019г. N 227-ФЗ, от 2 августа 2019г. N 298-ФЗ) органы местного самоуправления присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов; размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.
Под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес (ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Порядок присвоения объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса установлены "Правилами присвоения изменения и аннулирования адресов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1221 от 19 ноября 2014г. (далее - Правила).
Из пункта 2 Правил следует, что под адресообразующими элементами понимаются страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; идентификационные элементы объекта адресации - номер
земельного участка, типы и номера зданий (сооружений), помещений и объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям:
а) уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства;
б) обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с данными правилами;
в) легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.
В силу пункта 47 Правил обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).
Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации (пункт 48).
Так, пунктами 49 и 50 Правил предусмотрено, что структура адреса земельного участка и структура адреса здания (строения), сооружения в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: наименование элемента планировочной структуры (при наличии); наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); номер земельного участка и номер здания (строения) или сооружения.
номер земельного участка и номер здания (строения) является обязательным адресообразующим элементом такого рода объектов недвижимости, а наименование элемента улично-дорожной сети должно входить в структуру адреса земельного участка и здания (строения) при наличии в населенном пункте, в котором расположен земельный участок, улично-дорожной сети.
Присвоение объектам адресации адресов осуществляются уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил (пункт 7 Правил).
В силу пункта 8 Правил присвоение объекту адресации адреса осуществляется: в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной иподлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О кадастровой деятельности", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет (подпункт "а"); в отношении зданий (строений), сооружений, в том числе строительство которых не завершено, в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство или направления уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; выполнения в отношении объекта недвижимости в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О кадастровой деятельности", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком объекте недвижимости, при его постановке на государственный кадастровый учет (в случае если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции объекта недвижимости получение разрешения на строительство не требуется) (подпункт "б").
Согласно пункту 25 Правил решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса подлежит обязательному внесению уполномоченным органом в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения. Принятие решения о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса без внесения соответствующих сведений в государственный адресный реестр не допускается.
В силу пункта 26 Правил датой присвоения объекту адресации адреса, изменения или аннулирования его адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр.
Проанализировав приведенные нормы, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что при отсутствии в структуре адреса земельного участка и структуре адреса здания (строения) в дополнение к обязательным адресообразующим элементам дополнительных адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами, а также при присвоении одного и того же адреса более чем одному объекту адресации, такие адреса не могут соответствовать требованиям уникальности и обязательности, а при отсутствии в государственном адресном реестре сведений об адресе объекта адресации такой адрес не может считаться присвоенным.
Как установлено судом апелляционной инстанции, Капустина О.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ "Сыктывкар", г. Сыктывкар, приобретенного с кадастровым номером N, и находящегося на данном земельном участке жилого дома.
Канева О.Я. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ "Сыктывкар", г. Сыктывкар, приобретенного с кадастровым номером N.
Автамонов И.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ "Сыктывкар", г. Сыктывкар, приобретенного с кадастровым номером N, и находящегося на данном земельном участке жилого дома.
Кисляков С.М. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ "Сыктывкар", г. Сыктывкар, приобретенного с кадастровым номером N,, и находящегося на данном земельном участке жилого дома.
Петрашкевич Г.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ "Сыктывкар", г. Сыктывкар, приобретенного с кадастровым номером N,, и находящегося на данном земельном участке жилого дома.
Мазепа Н.И. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ "Сыктывкар", г. Сыктывкар, с кадастровым номером N, и находящегося на данном земельном участке жилого дома.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 14 мая 2019г. по делу N А29-487/2019 удовлетворены требования ООО "Пригородный" к администрации МО ГО "Сыктывкар"; признано незаконным бездействие администрации МО ГО "Сыктывкар" по отказу в организации процедуры присвоения наименований элементам улично?дорожной сети, выраженное в письме от 19.10.2018 N01/1-16/1836; на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность присвоить наименование элементам улично-дорожной сети, располагающейся в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Во исполнение указанного решения Арбитражного суда Республики Коми от 14 мая 2019г. администрацией МО ГО "Сыктывкар" принято постановление N 9/2148 от 16 сентября 2020г. "О присвоении адреса объекту адресации", в соответствии с которым элементам улично-дорожной сети, располагающимся в границах земельного участка с кадастровым номером N, присвоено наименование: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ Сыктывкар, г. Сыктывкар.
Каждый из административных истцов обратился в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о присвоении адреса объектам адресации - земельному участку и жилому дому в порядке, предусмотренном административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Присвоение, изменение и аннулирование адреса объекту адресации на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденном постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от ДД.ММ.ГГГГг. N.
На основании заявлений административных истцов постановлениями главы МО ГО "Сыктывкар" от 22 ноября 2019г. N 11/3485, от 09 ноября 2020г. N 11/2733, от 23 декабря 2020г. N 12/3152, от 18 декабря 2020г. N 12/3116, от 09 июля 2020г. N 7/1516, от 12 января 2021г. N 1/28 каждому из перечисленных выше земельных участков и жилых домов присвоен адрес: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ "Сыктывкар", г. Сыктывкар.
На повторное обращение Мазепа Н.И. в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по присвоению адреса объектам адресации (земельному участку и жилому дому), 26 июня 2020г. администрацией МО ГО "Сыктывкар" принято решение N 76/204864 об отказе Мазепа Н.И. в присвоении адреса объекту адресации (земельному участку и зданию) в связи с тем, что ранее постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 22 ноября 2019г. N 11/3485 указанному объекту адресации был присвоен адрес.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что в результате принятия постановлений главы МО ГО "Сыктывкар" от 22 ноября 2019г. N 11/3485, от 09 ноября 2020г. N11/2733, от 23 декабря 2020г. N12/3152, от 18 декабря 2020г. N 12/3116, от 09 июля 2020г. N 7/1516, от 12 января 2021г. N1/28 принадлежащие административным истцам спорные земельные участки с кадастровыми номерами N и расположенные на них жилые дома, учтенные в ЕГРН как самостоятельные объекты со своими уникальными идентификаторами, имеют один и тот же адрес: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ "Сыктывкар", г. Сыктывкар.
Из изложенного следует, что один и тот же адрес присвоен более чем одному объекту адресации. Данный адрес не содержит в своей структуре дополнительных адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами, что свидетельствует о нарушении требований уникальности и обязательности, установленных подпунктами "а", "б" пункта 3 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов.
Названные решения о присвоении спорным объектам адресации адресов приняты без внесения соответствующих сведений в государственный адресный реестр, что не соответствует пункту 25 Правил и свидетельствует о нарушении требования легитимности, установленного подпунктом "в" пункта 3 Правил.
Установив вышеуказанные обстоятельства, и руководствуясь приведенным правовым регулированием, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что органом местного самоуправления допущено неправомерное бездействие, выразившееся в не выполнении предоставленных законом полномочий по присвоению адресов спорным объектам адресации в соответствии с требованиями законодательства, что безусловно привело к нарушению прав административных истцов.
Не согласившись с доводами администрации МО ГО "Сыктывкар" о том, что на местности, на которой расположены спорные земельные участки и жилые дома, не разработана и не утверждена планировка территории в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, суд апелляционной инстанции правильно отметил, что указанные административным ответчиком обстоятельства не могут повлечь отказ в удовлетворении административного иска, поскольку не освобождают орган местного самоуправления от исполнения требований законодательства по присвоению каждому объекту адресации адреса, отвечающего требованиям уникальности, обязательности, легитимности.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Присвоение адресов объектам адресации в результате рассмотрения повторных обращений административных истцов Капустиной О.В. и Мазепы Н.И. в ходе судебного разбирательства не свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия со стороны администрации МО ГО "Сыктывкар" в силу установленных по делу обстоятельств.
Несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций не является правовым основанием для отмены обжалуемого акта.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 февраля 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" -без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 февраля 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 сентября 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.