Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С.
судей Буруновой С.В, Рогачёвой Ю.А, при секретаре ФИО12, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2021 года N 649-173/кс-2021 "О корректировке на 2022 год долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 1 апреля 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогачёвой Ю.А, объяснения представителей административного ответчика - ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, представителей административного истца - ФИО17, ФИО18, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия
установила:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее - Комитет, тарифный орган) от 17 декабря 2020 года N 534-213/кс-2020 установлены долгосрочные тарифы на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" на 2021-2025 годы.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2021 года N 649-173/кс-2021 "О корректировке на 2022 год долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" (далее- Постановление от 16 декабря 2021 года N 649-173/кс-2021), установлены тарифы на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для ООО "Интеграция" на 2022 год с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Приложение 1 к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 534-213/кс-2020 изложено в новой редакции. Для иных потребителей ООО "Интеграция" в муниципальном образовании города Казани установлены, помимо прочих, показатели одноставочных тарифов (без учета НДС):
на транспортировку холодной воды в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года, а также в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 13, 32 рубля за кубический метр;
на транспортировку сточных вод в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года, а также в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 13, 09 рубля за кубический метр (приложение 1).
ООО "Интеграция" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений указанного нормативного правового акта, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении", Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Полагают установленные оспариваемым постановлением тарифы экономически необоснованными, поскольку административным ответчиком при определении их размера необоснованно приняты не в полном объеме расходы ООО "Интеграция" по аренде объектов водоснабжения и водоотведения, используемые в регулируемой деятельности, а также исключены из необходимой валовой выручки (далее - НВВ) излишне учтенные при установлении тарифов на транспортировку холодной воды суммы арендных платежей как экономически необоснованные доходы.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 1 апреля 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Признано недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2021 года N 649-173/кс-2021 "О корректировке на 2022 год долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 534-213/кс-2020".
На Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам возложена обязанность в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт о корректировке на 2022 год долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 534-213/кс-2020.
На решение суда Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам подана апелляционная жалоба, в которой просят отменить судебное решение, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Полагают, что судом первой инстанции выводы сделаны без всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, доводам ответчика не дано правовой оценки. Корректировка тарифов на 2022 год выполнена в соответствии с требованиями действующего законодательства, тарифы рассчитаны Комитетом обоснованно. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам административной ответчика в суде первой инстанции.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 апелляционную жалобу поддержали в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в ней.
Представители административного истца ФИО23, ФИО24 возражали против удовлетворения жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется на основе Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 3 части 2, пунктом 2 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении государственному регулированию в сфере холодного водоснабжения и водоотведения подлежат, кроме прочих, тарифы на транспортировку воды, на транспортировку сточных вод.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Республики Татарстан относится к полномочиям Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (пункты 4.4.1, 4.4.3 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 468 от 15 июня 2010 года).
Оспариваемое постановление Комитета от 16 декабря 2021 года N 649-173/кс-2021 зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 20 декабря 2021 года N 8677, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2021 года.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод, что оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
В силу пункта 4 Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов входят, кроме прочих, тарифы на транспортировку воды, на транспортировку сточных вод.
Правила установления тарифов с применением метода индексации необходимой валовой выручки определены в пунктах 74-80 Основ ценообразования.
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
К текущим расходам согласно пунктам 65, 76 Основ ценообразования относятся расходы на арендную плату, размер которой определяется в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования, согласно которому расходы на арендную плату в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере не превышающем экономически обоснованный размер такой платы. Экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом.
При применении метода индексации согласно пункту 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Расходы на арендную плату включаются в состав неподконтрольных расходов и подлежат ежегодной проверке и обоснованию (пункт 65 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Из материалов дела следует, что ООО "Интеграция" осуществляет на основании договоров аренды и субаренды эксплуатацию принадлежащих ему инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, оказывая услуги по транспортировке воды и сточных вод.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 534-213/кс-2020 для ООО "Интеграция" установлены долгосрочные тарифы на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод на 2021-2025 годы.
30 апреля 2021 года ООО "Интеграция" обратилось в Комитет с заявлением о корректировке долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод на 2022 год с применением метода индексации с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов, от их плановых значений.
Постановлением от 16 декабря 2021 года N 649-173/кс-2021 для ООО "Интеграция" произведена корректировка долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод на 2022 год.
Судом установлено и следует из материалов дела, что при утверждении НВВ на 2022 год по статье "Плата за аренду имущества" расходы организации на аренду имущества были учтены Комитетом не в полном объеме.
ООО "Интеграция" расходы при транспортировке сточных вод заявлены в размере 26 154, 40 тысяч рублей, тарифным органом указанные расходы приняты в размере 13 891, 44 тысяч рублей; расходы при транспортировке холодной воды заявлены Обществом в размере 25 244, 46 тысяч рублей, приняты тарифным органом в размере 16 384, 94 тысяч рублей.
Основанием для отказа в принятии в заявленном размере упомянутых расходов послужило непредставление ООО "Интеграция" документов, необходимых для расчета правильности арендных платежей.
Так, тарифным органом не приняты арендные платежи по договору ООО "Интеграция" с ООО "Энергоресурс" от 7 октября 2016 года N 13-16 (ЖК "Изумрудный город", ЖК "Сокольники") в сумме 1 952, 06 тысячи рублей при корректировке тарифа на транспортировку холодной воды, в сумме 2 973, 49 тысячи рублей при корректировке тарифа на транспортировку сточных вод.
Не в полном объеме приняты арендные платежи по договору с ООО "Энергоресурс" от 6 апреля 2020 года N 58/07-2020-А (ЖК "Арт Сити", ЖК "Весна"): на транспортировку холодной воды принято в сумме 4 536, 6 тысячи рублей от заявленных 7 263, 4 тысячи рублей; на транспортировку сточных вод в сумме 2 295, 5 тысячи рублей от заявленных 4 667, 7 тысячи рублей.
В обоснование указанного решения тарифный орган указывает, что в составе предложения по водоснабжению и водоотведению на 2022 год административным истцом были представлены ведомости амортизации основных средств (ОС), в которых не отражен или отражен не по всем объектам факт начисления амортизации по сетям водоснабжения и водоотведения, переданным ООО "Энергоресурс" в эксплуатацию ООО "Интеграция".
Административным ответчиком отказано в принятии для включения в НВВ при исчислении тарифа на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод расходов административного истца по договору с ООО "Теплосервис" от 1 июня 2017 года N 06/2017-ВИК в сумме 665, 8 тысячи рублей и 1 792, 9 тысячи рублей соответственно, по причине не представления по данным расходам ООО "Интеграция" обоснования амортизационных отчислений, а также документов, подтверждающих первоначальную стоимость объектов коммунальной инфраструктуры.
Не в полном объеме приняты расходы административного истца по договорам с "данные изъяты" от 6 апреля 2020 года N 33/08-2020-А, 34/08-2020-А ("данные изъяты") на транспортировку холодной воды в сумме 178, 7 тысячи рублей (по договору 895, 6 тысячи рублей), на транспортировку сточных вод в сумме 153, 1 тысячи рублей (по договору 709, 7 тысячи рублей);
по договорам с "данные изъяты" от 6 апреля 2020 года N 09/08-2020-А, 10/08-2020-А ("данные изъяты") на транспортировку холодной воды в сумме 740, 1 тысячи рублей (по договору 888, 2 тысячи рублей), на транспортировку сточных вод в сумме 466, 6 тысячи рублей (по договору 559, 6 тысячи рублей);
по договорам с "данные изъяты" от 6 апреля 2020 года N 51/08-2020-А, 52/08-2020-А ("данные изъяты") на транспортировку холодной воды в сумме 133, 4 тысячи рублей (по договору 159, 5 тысячи рублей), на транспортировку сточных вод в сумме 366, 6 тысячи рублей (по договору 438, 5 тысячи рублей).
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу, что постановление Комитета от 16 декабря 2021 года N 649-173/кс-2021 в части установления тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для ООО "Интеграция" на 2022 год не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца.
Проанализировав положения Закона о водоснабжении и водоотведении, Основ ценообразования, Правил регулирования и Методических указаний, исследовав материалы настоящего дела, дела о корректировке тарифов, судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном применении норм закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Одними из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и водоотведения; соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение и их абонентов; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 5 части 2 статьи 3, пункты 4, 6 статья 4 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Из системного анализа нормативных правых актов, регулирующих отношения по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, следует, что в целях реализации указанных принципов, обязанности регулируемой организации представить совместно с заявлением об установлении (корректировке) тарифов обосновывающие материалы (пункты 13-17 Правил регулирования) корреспондирует право органа регулирования тарифов запросить в случае возникновения необходимости уточнения предложения об установлении тарифов дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования (пункт 20 Правил регулирования).
Судом первой инстанции правомерно учтено, что в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, в том числе практики оценки тарифным органом обосновывающих документов за предыдущие годы долгосрочного периода регулирования, Комитет в случае недостаточности обосновывающих документов должен был предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы. При этом сделать это способом, не допускающим неоднозначного толкования.
Вопреки указанным требованиям дополнительные материалы у регулируемой организации относительно заявленных расходов, тарифный орган не запрашивал.
Представленным в материалы дела запросам, на которые ссылается административный ответчик, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в первичных документах "данные изъяты" недочетов и противоречий, о наличии судебного акта о признании недействительными договоров купли-продажи, заключенных "данные изъяты" в отношении сетей водоснабжения и водоотведения, само по себе не является безусловным основанием для исключения понесенных административным истцом расходов по договорам с указанными организациями.
Вопреки доводам апелляционной жалобы учет Комитетом документации арендодателей по объектам основных средств, бухгалтерской и налоговой отчетности в отсутствие предоставленной административному истцу возможности предоставить дополнительные сведения и документы, а также свою аргументированную позицию не свидетельствует о соблюдении тарифным органом вышеприведенных требований законодательства.
Судебная коллегия отмечает, что из материалов дела и объяснений сторон следует, что в предыдущие годы долгосрочного периода регулирования, представленные ООО "Интеграция" документы принимались, дополнительные обосновывающие материалы Комитетом не запрашивались.
Вместе с тем при предоставлении Обществом аналогичных документов в целях корректировки тарифа на 2022 год орган регулирования, осуществив экспертизу представленных обосновывающих материалов произвольно и по своему усмотрению, без предварительного извещения регулируемой организации об изменении подхода к оценке достаточности их объема, без установления фактов отсутствия или уменьшения состава арендованного имущества, участвующего в осуществлении регулируемой деятельности, использовав информацию, поступившую от контрагентов (арендодателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), без предоставления регулируемой организации возможности подтвердить или опровергнуть ее, без анализа дополнительно представленных обществом (до принятия оспариваемого решения) обосновывающих материалов, снизил спорные расходы, чем нарушил приведенные положения Закона о водоснабжении и водоотведении и Правил регулирования, основные принципы организации отношений и регулирования цен (тарифов) в сфер водоснабжения и водоотведения, а также права и законные интересы административного истца.
Основами ценообразования предусмотрено, что при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически необоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю (подпункт "а" пункта 16).
В пункте 2 Основ ценообразования определено, что долгосрочный период регулирования - период длительностью не менее 5 годовых периодов регулирования (не менее 3 годовых периодов регулирования при первом применении долгосрочных тарифов), на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, а период регулирования - период продолжительностью не менее 1 года, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Вопреки позиции административного ответчика "долгосрочный период регулирования" и "период регулирования", исходя из системного толкования пункта 2 и иных взаимосвязанных с ним норм Основ ценообразования, не являются тождественными понятиями, в том числе в целях применения положений пункта 16 Основ ценообразования.
Из изложенного следует, что орган регулирования обязан исключить выявленные по итогам периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности экономически необоснованные доходы регулируемой организации из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий период регулирования, в том числе, относящийся к другому (новому) долгосрочному периоду регулирования.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что единовременное исключение экономически необоснованных доходов прошлых периодов регулирования 2018-2020, 2021 годов (суммы, полученные в результате применения механизма ускоренной амортизации) при корректировке оспариваемых тарифов на 2022 год, осуществлено Комитетом без учета необходимости обеспечения баланса интересов потребителей услуг и регулируемых организаций, что противоречит принципу тарифного регулирования.
Указанные выводы суда апеллентом не опровергнуты, правового обоснования необходимости исключения из НВВ при корректировке тарифа на 2022 год излишне учтенных арендных платежей при установлении тарифов за весь период 2018- 2020 и 2021 года, а равно и расчёта указанных сумм, тарифным органом не приведено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующей оценки в решении.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 1 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.