Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Кузьмичева В.А.
судей
Савинова К.А, Бушминой А.Е.
при секретаре
Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чернышовой О.В, Чернышовой Я.В. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан, судебному приставу Октябрьского районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по апелляционной жалобе Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 мая 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Чернышов О.В, Чернышова Я.В. обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан (далее УФССП России по РБ), судебному приставу Октябрьского районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 200 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указав, что решением Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 14 мая 2021 года признаны незаконными бездействие, судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Уфы УФССП России по Республики Башкортостан "данные изъяты", выразившиеся в не направлении в установленный срок ответа по заявлению от 27 декабря 2020 года. На судебного пристава Октябрьского районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан "данные изъяты" возложена обязанность устранить допущенные нарушения. Решение суда вступило в законную силу. Однако указанное решение суда не исполнено.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 мая 2022 года постановлено: взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Чернышовой Я.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей, перечислив их на счет "Номер"
В остальной части административного искового заявления отказать.
В апелляционной жалобе административным ответчиком Управлением Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан поставлено вопрос об отмене принятого по делу судебного постановления. В обосновании доводов жалобы указано, что решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 14 мая 2021 года исполнено, ответ был направлен, однако сведения подтверждающие исполнение решение суда представлены быть не могут. Истцам неоднократно предоставлялась испрашиваемая информация различными способами.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов административного дела следует, что решением Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 14 мая 2021 года, вступившим в законную силу, признаны незаконными бездействие, судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Уфы УФССП России по Республики Башкортостан "данные изъяты" выразившиеся в не направлении в установленный срок ответа по заявлению от 27 декабря 2020 года. На судебного пристава Октябрьского районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан "данные изъяты" возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Судом первой инстанции установлено, что судебный акт, принятый в пользу административного истца Чернышова О.В, Чернышовой Я.В. и вступивший в законную силу 18 июня 2021 года, не исполнен на день рассмотрения настоящего иска о присуждении компенсации за нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, т.е. период просрочки исполнения судебного акта составил с 18 июня 2021 года по 31 мая 2022 года (день рассмотрения административного иска о присуждении компенсации) - 11 месяцев 13 дней.
Указанные обстоятельства и послужили основанием для удовлетворения заявленных требований.
В тоже время судом первой инстанции не было учтено следующее.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - закон о компенсации) предусмотрено, что граждане Российской Федерации, взыскатели, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Поскольку вступившим в законную силу решением суда на структурное подразделение федерального органа исполнительной власти возложена обязанность неимущественного характера, которую орган власти должен исполнить, применительно к приведенным положениям закона, административный истец относится к числу лиц, имеющих право на предъявление требований о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Поскольку возложенная судом обязанность может быть исполнена органом исполнительной власти самостоятельно, отсутствие возбужденного исполнительного производства, не лишает административного истца права на обращение в суд с требованием о компенсации.
Подпунктом 5 пункта 9 статьи 3 Закона о компенсации предусмотрено, что при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что при подготовке дела о компенсации к судебному разбирательству в соответствии с частью 1 статьи 257 КАС РФ, частью 3 статьи 222.8 АПК РФ суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта.
Пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" предусмотрено, что по делам о присуждении компенсации является обязательным привлечение к участию в деле представляющих интересы публично-правовых образований финансовых органов, а также в случаях, предусмотренных пунктами 2, 4 и 5 части 9 статьи 3 Закона о компенсации, главных распорядителей бюджетных средств. Под главными распорядителями средств соответствующего бюджета, по смыслу указанных норм Закона о компенсации, понимаются главные распорядители средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования по ведомственной принадлежности органа, организации, должностного лица, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение права заявителя на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316, ФССП России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций.
Между тем, ФССП России к участию в деле привлечено не было.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует устранить допущенные нарушения закона, правильно определить круг лиц, участвующих в деле, привлечь к участию в деле в качестве административного ответчика главного распорядителя ФССП России, обстоятельства, имеющие правовое значение для рассмотрения дела, исследовать все доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дать им надлежащую оценку и вынести решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 мая 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 сентября 2022 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.