Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу защитника Гайнуллина Ильназа Ильдаровича, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Регион НК", на вступившие в законную силу постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 1 ноября 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 22 декабря 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Регион НК" (далее также - ООО "Регион НК", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 1 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 22 декабря 2021 года, ООО "Регион НК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Гайнуллин И.И. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к архитектурному решению объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ (далее - Закон N 73-ФЗ) историческими поселениями являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 60 указанного закона градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 января 2016 года N 13 "Об образовании Межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях" все градостроительные намерения в границах исторического поселения, оформленные в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке, подлежат рассмотрению указанной выше Комиссией.
Частью 9 статьи 60 Закона N 73-ФЗ определено, что региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение двадцати пяти дней со дня поступления от застройщика, технического заказчика либо органа или организации, уполномоченных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, рассматривает указанный раздел проектной документации объекта капитального строительства и направляет соответственно застройщику, техническому заказчику, в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения.
Как усматривается из материалов дела здание, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Бутлерова/Маяковского, д. 34/13, является исторически ценным градоформирующим объектом "Бутлерова, 34. Втор. пол. XIX в." (далее - ИЦГФО) на основании приказа Министерства культуры Республики Татарстан от 13 марта 2017 года N 218 од "Об утверждении границ территорий, предмет охраны и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения г. Казань". Собственником помещений в указанном здании является ООО "Регион НК".
Согласно вышеуказанному приказу в границах исторического поселения регионального значения г. Казань охране подлежат основной объем и стилистические особенности решения исторических фасадов, формирующих общественные городские пространства, конфигурации крыш, исторические материалы отделки фасадов и материал кровли исторически ценных градоформирующих объектов.
Также ИЦГФО расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ(А)-3 объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Казанского Кремля", XV - первая четверть XX вв. (Республика Татарстан), включенного в список всемирного наследия (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 845.
В ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием указанного ИЦГФО на основании задания от 6 августа 2021 года N 02-09/11 должностными лицами Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия было выявлено: на главном фасаде здания и со стороны дворовой части здания осуществлены строительные работы: очистка, штукатурка, покраска фасадов здания, установка новых окон, что отражено в акте осмотра от 6 августа 2021 года N 02-10/11.
Из протокола об административном правонарушении от 13 сентября 2021 года следует, что в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани повторно эскизное предложение не поступало.
В адрес Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия эскизный проект не представлялся, Межведомственной комиссией по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях не рассматривался.
Таким образом, ООО "Регион НК" осуществлены работы на фасаде здания с изменением архитектурных особенностей решения исторических фасадов без разрешительной согласованной документации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения ООО "Регион НК" к административной ответственности, установленной данной нормой.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 7.13 названного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного кодекса.
Доводы жалобы, в том числе об отсутствии в деянии ООО "Регион НК" вины и события вмененного административного правонарушения, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в соответствующих судебных актах, и не влекут их отмену.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что ООО "Регион НК" не принял все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 5 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы заявителя о повторном привлечении к административной ответственности по одним и тем же основания подлежат отклонению ввиду следующего.
Так, в обоснование доводов в этой части заявитель в жалобе ссылается на то, что постановлением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 11 марта 2021 года обществу уже назначено наказание по части 5 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за проведение строительных работ на фасаде названного ИЦГФО с изменением архитектурных особенностей решения исторических фасадов без согласованной документации.
Между тем, заявителем не учтено следующее.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вмененное обществу, является длящимся.
В соответствии с положениями части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с даты составления акта мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований.
Учитывая изложенные положения Кодекса и разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, в целях соблюдения требований части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, длящееся административное правонарушение считается юридически оконченным в момент его выявления при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения.
Из смысла норм части 1 и 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо несет ответственность за каждое совершенное самостоятельное деяние, образующее состав административного правонарушения, даже предусмотренный одной и той же нормой.
Как следует из материалов дела ранее постановлением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 11 марта 2021 года ООО "Регион НК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту проведения строительных работ на фасаде названного ИЦГФО с изменением архитектурных особенностей решения исторических фасадов без согласованной документации.
Также должностным лицом Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия было выдано предписание от 27 ноября 2020 года N 02-02/4908 в соответствии с которым обществу необходимо незамедлительно приостановить проведение любых работ на ИЦГФО и восстановить стилистические особенности решения исторических фасадов ИЦГФО, формирующих общественные городские пространства, в соответствии с согласованным Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани архитектурно-градостроительным обликом объекта.
Вместе с тем, при проведении 6 августа 2021 года должностными лица Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия нового мероприятия по контролю за состоянием указанного ИЦФГО выявлено продолжение строительных работ на фасаде ИЦГФО с изменением архитектурных особенностей решения исторических фасадов без согласованной документации.
Таким образом, выявленное, в ходе проведения 6 августа 2021 года мероприятия по контролю за состоянием указанного ИЦФГО правонарушение, выразившееся в несоблюдении требований к архитектурному решению объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения и зафиксированное в соответствующем акте от 6 августа 2021 года года юридически окончено в момент его выявления, то есть 6 августа 2021 года и образует самостоятельный состав административного правонарушения.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в принятых судебных актах.
В целом доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Новых доводов, имеющих правовое значение и не учтенных при рассмотрении дела об административном правонарушении, в жалобе заявителя не содержится.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 5 статьи 7.13 названного Кодекса.
Вместе с тем, имеются основания для изменения вынесенных по делу судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 6 апреля 2022 года статья 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица.
Из материалов дела следует, что ООО "Регион НК" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 1 августа 2016 года (категория микропредприятие). Санкцией части 5 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому административный штраф ООО "Регион НК" должен назначаться в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией части 5 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в размере от 50 000 рублей до 500 000 рублей.
Учитывая статус юридического лица, неисполнение назначенного административного наказания на день рассмотрения жалобы заявителя кассационным судом, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, улучшающей правовое положение общества, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 1 ноября 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 22 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Регион НК", подлежат изменению с учетом вышеуказанных требований законодательства, путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 1 ноября 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 22 декабря 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Регион НК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначенного наказания: снизить административное наказание в виде административного штрафа до 50 000 рублей. В остальной части названные акты оставить без изменения.
Судья С.С. Картовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.