Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу защитника Моргуновой Елены Геннадьевны, действующей на основании доверенности в интересах индивидуального предпринимателя Костюшиной Елены Николаевны, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 48 Промышленного судебного района города Самары Самарской области от 10 января 2022 года (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме) и решение судьи Промышленного районного суда города Самары от 16 марта 2022 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Костюшиной Елены Николаевны (далее - ИП Костюшина Е.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 48 Промышленного судебного района города Самары Самарской области от 10 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда города Самары от 16 марта 2022 года, ИП Костюшина Е.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Моргунова Е.Г. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении ИП Костюшиной Е.Н. по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обнаружения административного правонарушения) продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 876 принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (далее - ТР ТС 017/2011), который устанавливает обязательные на территории Таможенного союза требования к продукции легкой промышленности в целях защиты жизни и здоровья человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции.
Требования к маркировке продукции предусмотрены пунктами 1 - 3 статьи 9 ТР ТС 017/2011, согласно которым маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации, ее наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Маркировка должна содержать обязательную информацию о наименовании продукции, страны-изготовителя, изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридическом адресе изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размере изделия; составе сырья; товарном знаке (при наличии); едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийных обязательствах изготовителя (при необходимости); дате изготовления; номере партии продукции (при необходимости) (пункт 1). При этом в зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка должна содержать указанную в этой норме дополнительную информацию, в том числе это требуется для одежды и изделий из меха (пункт 2). Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю (пункт 3).
Статьей 3 Соглашения о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха", заключенного в г. Гродно 8 сентября 2015 г. (ратифицировано Федеральным законом от 26 апреля 2016 года N 105-ФЗ) и вступившего в силу 12 августа 2016 года (утратило силу с даты вступления в силу Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 года, вступившего в силу 29 марта 2019 года, далее - Соглашение), предусмотрено утверждение Советом Евразийской экономической комиссии перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2015 года N 70 утвержден Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, в который включены предметы одежды из меха.
Во исполнение обязательств, принятых Российской Федерацией на основании Соглашения, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 года N 787 утверждены Правила реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" (далее - Правила реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров).
В силу пункта 3 указанных правил маркированными контрольными (идентификационными) знаками товарами признаются товары, маркированные пригодными контрольными (идентификационными) знаками, достоверные сведения о которых (включая описание указанных товаров) представлены в информационный ресурс маркировки в соответствии с указанными правилами.
Заказ, изготовление и реализация контрольных (идентификационных) знаков осуществляется в порядке, установленном разделом III названных правил.
Пунктом 14 Правил реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров предусмотрено, что участники оборота товаров после получения контрольных (идентификационных) знаков от эмитента осуществляют маркировку товаров и представляют сведения в информационный ресурс маркировки самостоятельно, в том числе с привлечением иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участниками оборота товаров и действующих от имени участников оборота товаров, в соответствии с названными правилами с учетом положений, перечисленных в подпунктах "а" - "ж" настоящего пункта.
Согласно подпункту "в" пункта 14 Правил реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров участники оборота товаров, получающие товары от других участников оборота товаров в результате сделок, предусматривающих переход права собственности на данные товары, а также в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров, проверяют наличие и достоверность сведений о контрольных (идентификационных) знаках, нанесенных на маркированный товар, в информационном ресурсе маркировки и представляют сведения в информационный ресурс маркировки о принятом маркированном товаре в течение 3 рабочих дней со дня получения маркированного товара и внесения сведений об отгрузке участниками оборота товаров в соответствии с подпунктом "б" пункта 14 данных правил, но до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи).
В соответствии с пунктом 1 приложения N 3 к Правилам реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров участники оборота товаров при описании товаров в информационном ресурсе, обеспечивающем учет и хранение достоверных данных о товарах, передают информацию о полном наименовании товара; бренде (торговой марке) (при наличии); наименовании производителя товара (наименовании юридического лица или индивидуальном предпринимателе); стране происхождения товара; коде товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза; размере изделия; виде меха; покраске изделия; модели; цвете; дате и номере декларации соответствия.
Товары, достоверные сведения о которых (в том числе сведения об обороте товаров) не переданы в информационный ресурс маркировки, считаются немаркированными (товарами без маркировки) (пункт 4 Правил реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров).
Предложение немаркированных товаров для реализации (продажи) запрещено.
Из материалов дела следует, что 20 апреля 2021 года в 19 часов сотрудниками отделения по выявлению и раскрытию преступлений по Железнодорожному району отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Самаре выявлено, что в меховом салоне "Герда", расположенном по адресу: г. Самара, ул. Авроры, д. 47А (торговый центр "Аврора"), в котором осуществляет деятельность ИП Костюшина Е.Н, в реализации находилась продукция легкой промышленности - изделия из натурального меха, при отсутствии контрольного (идентификационного) знака и соответствующей маркировки в соответствии с пунктами 1-3 статьи 9 ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности".
Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области 30 августа 2021 года протокола N 10/121176 об административном правонарушении по части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Костюшиной Е.Н. и последующего ее привлечения постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, с выводами которого согласился судья районного суда.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ИП Костюшиной Е.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с осуществлением реализации при отсутствии контрольного (идентификационного) знака и соответствующей маркировки перечисленной в постановлении мирового судьи продукции легкой промышленности в количестве трех штук соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Ссылки заявителя на то, что осмотр был проведен с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, безосновательны и не свидетельствуют о невозможности использования результатов осмотра (протокола осмотра) для установления всех юридически значимых обстоятельств при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Доводы подателя жалобы о том, что проверка в отношении ИП Костюшиной Е.Н. проводилась в рамках Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на предмет установления наличия или отсутствия состава преступления в действиях последней и по ней должно было быть принято процессуальное решение в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, однако в материалах дела такового не имеется, не свидетельствуют о несоблюдении в отношении ИП Костюшиной Е.Н. обязательных процессуальных требований при производстве по рассматриваемому делу об административном правонарушении, а равно о наличии оснований для освобождения последней от административной ответственности.
В целом доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к отмене судебных актов.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 15.12 названного Кодекса.
Что касается заявленного защитником Моргуновой Е.Г. в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов, то его следует оставить без рассмотрения, поскольку оно не учитывает нормы части 1 статьи 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 48 Промышленного судебного района города Самары Самарской области от 10 января 2022 года и решение судьи Промышленного районного суда города Самары от 16 марта 2022 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Костюшиной Елены Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Моргуновой Елены Геннадьевны, действующей на основании доверенности в интересах индивидуального предпринимателя Костюшиной Елены Николаевны, - без удовлетворения.
Судья С.С. Картовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.