Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу директора ООО "Альянс "СКД" Струева Н.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 января 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Альянс "СКД",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2022 года, ООО "Альянс "СКД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Альянс "СКД" Струев Н.А выражает несогласие с судебными актами, вынесенными по настоящему делу об административном правонарушении, просит их отменить.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения ООО "Альянс "СКД" к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что 18 ноября 2021 года в 11 часов 40 минут на конечной остановке общественного транспорта, расположенной напротив дома N 96 по ул.Гилева г. Уфы, при проведении профилактических мероприятий сотрудниками Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан с использованием персонального носимого видеорегистратора Police-Cam G1 (арт. ММ22) S/N Р20А0398 установлен факт перевозки пассажиров без средств индивидуальной защиты (масок) в транспортном средстве марки Форд Транзит, государственный регистрационный знак N, под управлением водителя, который представиться и предъявить какие-либо документы отказался, осуществляющего перевозки пассажиров по муниципальному маршруту N "ул. Дагестанская - Больница N 21" согласно карты маршрута регулярных перевозок серии N, выданного Управлением транспорта и связи администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Деятельность по осуществлению перевозки пассажиров и багажа на данном маршруте осуществляется ООО "Альянс "СКД".
Вышестоящая судебная инстанция с этими выводами согласилась.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя в связи с нижеследующим.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Из вышеприведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Названные нормы призваны обеспечить право на защиту лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений указанной нормы протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 24 ноября 2021 г. в отсутствие лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, - ООО "Альянс "СКД" и(или) его защитника (л.д.2-7).
Вывод судьи Верховного суда Республики Башкортостан о наличии в деле доказательств надлежащего извещения ООО "Альянс "СКД" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не соответствует материалам дела.
В материалах дела имеется копия адресованного директору ООО "Альянс "СКД" уведомления от 22 ноября 2021 г. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (л.д.8). В данном документе директору ООО "Альянс "СКД" сообщалось о необходимости его явки в 10 часов 00 минут 24 ноября 2021 г. в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан для пояснений и получения протокола об административном правонарушении.
Из норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вытекает, что лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, отправляется извещение заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефоннограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату (статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях соблюдения установленных статьей 29.6 названного кодекса сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку названный кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Сведений о том, что юридическое лицо ООО "Альянс "СКД" или его законный представитель были извещены на 24 ноября 2021 г. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении любым доступным средством связи, позволяющим контролировать получение информации, в материалах дела не имеется. Отправка извещения на электронный адрес к таким способам не относится. Кроме того, судебными инстанциями не установлено, кому принадлежит электронный адрес, указанный в уведомлении административного органа, при том, что заявитель оспаривает принадлежность указанного электронного адреса (83472270172@mail.ru) ему, указывая, что сведения о месте нахождения общества находятся в публичном доступе в едином государственном реестре юридических лиц; электронная почта, телефон и факс общества размещены на официальном сайте: http://alians- ufa.ru/: администрация: 8 (347) 275-03-80; факс: 8 (347) 275-03-80; e-mail: alyansskd@mail.ru.
Более того, как усматривается из уведомления от 22 ноября 2021 г. N08-14/68 (л.д.8), должностным лицом нарочно вручено указанное уведомление по адресу: "адрес", специалисту по кадрам ФИО4
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц адрес регистрации юридического лица ООО "Альянс "СКД": "адрес", а не "адрес" (л.д. 17-33).
Сведения о том, специалистом какой организации было получено уведомление от 22 ноября 2021 г. N08-14/68, о полномочиях указанного специалиста на получение подобной рода информации, судебными инстанциями не проверялись.
Следует согласиться с доводами жалобы о том, что вручение извещения лицу без проверки полномочий на получение такой корреспонденции и его обязанности по извещению законного представителя общества, не является надлежащим извещением. Соответственно, если полномочия лица, получившего письмо, не подтверждаются, и при этом нет доказательств доставки по надлежащему адресу, извещение не может считаться доставленным.
Иным способом (заказным письмом, телеграммой, телефонограммой) о месте и времени судебного заседания ООО "Альянс "СКД" не извещалось.
Каких-либо сведений и доказательств направления и получения извещения ООО "Альянс "СКД" о составлении протокола об административном правонарушении материалы дела не содержат. Доказательств, подтверждающих надлежащее извещение ООО "Альянс "СКД" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.
Данному обстоятельству при рассмотрении дела судебными инстанциями надлежащая оценка не дана.
Таким образом, судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на вынесенное постановление не проверены должным образом доводы заявителя о ненадлежащем извещении ООО "Альянс "СКД" о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении.
Пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении и повлиявшими на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых решений, однако оставлено судебными инстанциями без должного внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
Такое разрешение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 января 2022года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Альянс "СКД", подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил
постановление судьи Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 января 2022года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Альянс "СКД", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Э.Г. Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.