Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей Е.А. Карякина и И.И. Фахрутдинова
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 18 июля 2022 года кассационную жалобу Кашина А.Е. решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 июня 2022 года по административному делу N 2а-1334/2022 по административному исковому заявлению Кашина А.Е. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл об оспаривании отказа в выдаче дубликата паспорта на снегоболотоход, возложении обязанности выдать паспорт самоходной машины, возложении обязанности зарегистрировать самоходную машину.
Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Р.Г. Габдуллина, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кашин А.Е. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл о признании незаконным отказа от 10 декабря 2021 года N 10-25/238 в выдаче дубликата паспорта самоходной машины (снегоболотоход) STELS AVT 600GТ, заводской номер "данные изъяты", двигатель N "данные изъяты", год выпуска 2013, об обязании выдать паспорт вышеназванной самоходной машины и об обязании ее зарегистрировать.
В обоснование заявленных требований указано, что 10 марта 2019 года между Кашиным А.Е. и Акатовым А.В. был заключен договор купли-продажи указанной самоходной машины. 20 июля 2021 года Кашин А.Е. обратился в Департамент по Гостехнадзору в Республике Марий Эл Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл с заявлением о постановке ее на учет.
26 июля 2021 года административному истцу в этом было отказано в связи с отсутствием паспорта самоходной машины, при этом рекомендовано обратиться в адрес завода изготовителя за получением дубликата паспорта самоходной машины.
Завод изготовителя самоходной машины (ООО "Жуковский мотовелозавод") был ликвидирован, в связи с чем Кашин А.Е. обратился в Департамент по гостехнадзору в Республике Марий Эл Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл с заявлением о выдаче дубликата паспорта самоходной машины. 10 декабря 2021 года административному истцу отказано, поскольку данная самоходная машина ранее на регистрационном учете не состояла.
Заявитель, полагая данный отказ незаконным и необоснованным, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 июня 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Кашин А.Е. 18 июля 2022 года через суд первой инстанции обратился в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, поступившей 8 августа 2022 года, в которой просит их отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права, указывает, что при отсутствии возможности получить паспорт транспортного средства у завода изготовителя, в силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" обязанность выдать дубликат паспорта самоходной машины лежит на органе Гостехнадзора, в качестве которого в спорных правоотношениях является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.
Заявитель обращает внимание, что требование выдавать дубликат паспорта самоходной машины только на зарегистрированные самоходные машины постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" не содержит.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Однако таких нарушений по данному делу допущено не было, судебные акты сомнений в законности не вызывают.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых актах и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10 марта 2019 года между Кашиным А.Е. (покупатель) и Акатовым А.В. (продавец) был заключен договор купли-продажи квадроцикла, наименование -снегоболотоход, STELS AVT 600GT, заводской номер "данные изъяты", двигатель "данные изъяты", год выпуска 2013.
20 июля 2021 года Кашин А.Е. обратился в Департамент по Гостехнадзору в Республике Марий Эл с заявлением о регистрации снегоболотохода. Письмом от 26 июля 2021 года N 10/25/130 Кашину А.Е. сообщено об отказе в регистрации снегоболотохода со ссылкой на положения пункта 6 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1507, в связи с отсутствием паспорта самоходной машины (л.д. 9)
7 декабря 2021 года Кашин А.Е. обратился в Департамент по Гостехнадзору в Республике Марий Эл с заявлением о регистрации самоходной машины и выдаче дубликата паспорта самоходной машины. Письмом от 10 декабря 2021 года N10-25/238 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл в регистрации самоходной машины и выдаче дубликата паспорта самоходной машины было отказано, поскольку ранее снегоболотоход не регистрировался, дубликат паспорта самоходной машины может быть выдан только взамен ранее выданного (л.д. 8).
Согласно сведениям федеральной государственной информационной системы учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним Министерства сельского хозяйства Российской Федерации указанный снегоболотоход на государственном регистрационном учете в органах гостехнадзора не числится, ранее зарегистрирован не был (л.д. 63).
Отказывая в удовлетворении заявленных требоавний, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности отказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл в государственной регистрации вышеназванной самоходной машины с выдачей дубликата паспорта самоходной машины, поскольку она в установленном законом порядке не была зарегистрирована, паспорт самоходной машины отсутствует.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-03 "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 460) установлено, что обязательным условием регистрации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и других машин и допуска их к эксплуатации является наличие паспорта самоходной машины и иных видов техники.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства N 460 паспорта выдаются предприятиями - изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после августа 2008 г.; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями - изготовителями до 1 сентября 1995 г, ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентябре 2001 г, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями - изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 г. - при предъявлении их к регистрации.
С 1 января 2016 года вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины.
Согласно пункту 2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100 (далее - Порядок N 100), паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), - уполномоченными органами (организациями) государств - членов, включенными в указанный единый реестр), по единой форме, утвержденной решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100.
Подпунктом "в" пункта 2 решения Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100 определено, что до 1 января 2016 года допускается оформление паспорта самоходной машины и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства-члена.
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 100 орган, уполномоченный на регистрацию машин (Гостехнадзор) может выдать дубликат паспорта самоходного средства только на ранее зарегистрированную машину.
Судами установлено, что ранее снегоболотоход на регистрационный учет не ставился, свидетельство о его регистрации отсутствует, паспорт самоходной машины на указанный снегоболотоход либо какой-либо иной документ на данный снегоболотоход, позволяющий его идентифицировать и содержащий сведения о его характеристиках и прежнем владельце, отсутствует, в связи с чем основания для признания ответа уполномоченного органа незаконным отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с вышеуказанными выводами, поскольку они являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статей 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на правильном применении норм действующего законодательства.
В данном случае на момент обращения административного истца в уполномоченный орган пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что административный истец еще в 2019 году приобрел транспортное средство без необходимых документов, удостоверяющих соответствие машины требованиям безопасности дорожного движения. При подаче заявления Кашиным А.Е. не была приложена необходимая эксплуатационная документация на транспортное средство, в связи с чем у должностного лица не имелось реальной возможности надлежащим образом произвести сверку соответствия транспортного средства и его агрегатов и, соответственно, удостовериться в безопасности данного транспортного средства. При этом отсутствие паспорта на снегоболотоход фактически лишило возможности инспектора гостехнадзора на законных основаниях выдать дубликат паспорта самоходной машины, так как не позволяло внести в бланк по установленной форме все необходимые сведения, включая об объеме и мощности двигателя, максимальной технически допустимой массе и максимальной конструктивной скорости, габаритах и так далее.
Доводы кассационной жалобы об обратном подлежат отклонению как необоснованные.
Позиция заявителя о том, что требование выдавать дубликат паспорта самоходной машины только на зарегистрированные самоходные машины постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" не содержит, основана на неверном толковании положений действующего законодательства.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кашина А.Е. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 22 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.