Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 5 сентября 2022 года кассационную жалобу Кузьмина А.А. на решение Октябрьского районного суда города Кирова от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 26 августа 2022 года по административному делу N 2а-2720/2022 по административному исковому заявлению Кузьмина Алексея Александровича к территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова N 1, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии Октябрьского одномандатного избирательного округа N 10 при проведении выборов в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва об оспаривании постановления избирательной комиссии.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, заключение прокурора четвёртого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Кировской городской Думы от 16 июня 2022 года N 57/1 "О назначении выборов депутатов Кировской городской Думы седьмого созыва" на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Кировской городской Думы седьмого созыва.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10 Кузьмин А.А. (далее также - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Кирова от 3 августа 2022 года N 29/101 о регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10 Кузьмина А.В, выдвинутого избирательным объединением региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Кировской области.
В обоснование административного иска указано, что решение о выдвижении Кузьмина А.В. принято не уполномоченным органом - Правлением партии, а не Конференцией (Общим собранием), как того требует статья 25 Федерального закона N 95-ФЗ от 11 июля 2001 года "О политических партиях" (далее также - Закон N 95-ФЗ "О политических партиях").
Кроме того, кандидатом в депутаты Кузьминым А.В. не был предоставлен документ о занимаемой должности (роде занятий). Таким образом, в нарушение требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона N 95-ФЗ "О политических партиях", Закона Кировской области от 28 июля 2005 года N346-ЗО "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области" Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района города Кирова N 1, исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии Октябрьского одномандатного избирательного округа N 10 при проведении выборов в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва (далее - ТИК Октябрьского района), приняла незаконное решение о регистрации Кузьмина А.В. кандидатом в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10.
Считая свои права нарушенными, административный истец просил суд: признать незаконным и отменить постановление ТИК Октябрьского района от 3 августа 2022 года N 29/101 о регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10 Кузьмина А.В.
Решением Октябрьского районного суда города Кирова от 15 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 26 августа 2022 года, Кузьмину А.А. отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной 5 сентября 2022 года в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции Кузьмин А.А, выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами и повторно приводя доводы, изложенные им ранее в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
По инициативе суда кассационной инстанции организован сеанс видеоконференц-связи, соответствующее определение суда направлено участникам, которые не явились в назначенное время в место организации видеоконференц-связи (здание Кировского областного суда) для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников.
Проверив материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Частью 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Порядок регистрации кандидатов регламентирован статьей 38 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ одним из оснований для отказа в регистрации кандидата от политической партии является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Законом Российской Федерации N 95-ФЗ "О политических партиях".
Постановлением N 28/98 от 29 июля 2022 года ТИК Октябрьского района осуществлена регистрация кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10 Кузьмина А.А, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "Справедливая Россия - патриоты - за правду" в Кировской области".
Постановлением N 29/101 от 3 августа 2022 года ТИК Октябрьского района осуществлена регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10 Кузьмина А.В, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Кировской области".
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Политическая партия "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" зарегистрирована 21 июня 2012 года, имеет региональное отделение в Кировской области.
Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" включено в список избирательных объединений, имеющих право участвовать в выборах депутатов Кировской городской Думы седьмого созыва. Местных отделений Политическая партия "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" на территории Кировской области не имеет.
Кузьмин А.В. выдвинут кандидатом в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10 от избирательного отделения "Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" решением Правления регионального отделения Политической партии, которое отражено в соответствующем протоколе заседания от 22 июля 2022 года, копия которого представлена в ТИК Октябрьского района.
Согласно указанному протоколу заседания Правления регионального отделения Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" от 22 июля 2022 года, мероприятие состоялось, кворум имелся, голосование по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва, в том числе по одномандатным избирательным округам было тайным. На основании протокола Счетной комиссии N 3 об итогах тайного голосования от 22 июля 2022 года Кузьмин А.В. выдвинут избирательным объедением "Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу N 10.
В отношении выборов в органы местного самоуправления законодатель допускает возможность принятия решения о выдвижении кандидатов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, и не ограничивает данное правомочие в ситуации, когда создано и действует региональное отделение политической партии.
Согласно пункту 33 Устава Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" правление регионального отделения является постоянно действующим руководящим выборным коллегиальным органом регионального отделения, осуществляющим в период между Конференциями (Общими собраниями) регионального отделения руководство деятельностью регионального отделения а соответствии с компетенцией, установленной настоящим Уставом.
Из положений пункта 4 части 2 статьи 34 Устава Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" следует, что к компетенции Правления регионального отделения относится в частности выдвижение тайным голосованием кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований, кандидатов на должность главы и на иные выборные должности муниципальных образований (на должность главы муниципального образования, являющегося областным, краевым, окружным и республиканским центром, - по предварительному согласованию с Президиумом или Бюро Президиума), в случае отсутствия местного отделения на соответствующей территории.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, верно исходил из отсутствия правовых оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10 Кузьмина А.В.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку в судебных актах судов обеих инстанций, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Кирова от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 26 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузьмина А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 28 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.