Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Кириченко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Берша Евгения Евгеньевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 4 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21 июня 2022 года по гражданскому делу N 2-492/2022 по иску Берша Евгения Евгеньевича к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России", Специальной пожарно-спасательной части N 1 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 87 МЧС России", ФГКУ "Специальное управление ФПС N 87 МЧС России" о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Истец Берш Е.Е. обратился в суд с иском к ответчикам: Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России), ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России", Специальной пожарно-спасательной части N 1 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 87 МЧС России" о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в обоснование иска указал, что Берш Е.Е. проходил службу в Специальной пожарно-спасательной части N1 ФГКУ "Специального управления ФПС N87 МЧС России" в звании старший прапорщик внутренней службы, в должности старшего инструктора по вождению пожарной машины - водителя. Выслуга лет в календарном исчислении на дату увольнения составила - 17 лет 11 месяцев. В системе Государственной пожарной службы с 1 марта 2002 года. Состав семьи истца 1 человек, в настоящее время жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности не имеет. 7 февраля 2019 года истом написано заявление на имя уполномоченных должностных лиц о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением и постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно решению комиссии ФГКУ "Специальное управление ФПС N3 МЧС России" по вопросам жилищного обеспечения специальных подразделений ФПС МЧС России оформленного протоколом N1 от 6 марта 2019 года истец признан нуждающимся в предоставлении единовременной социальной выплаты и поставлен на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 7 февраля 2019 года. До настоящего времени истец единовременной социальной выплатой для приобретения или строительства жилого помещения не обеспечен, хотя с момента постановки на учет и увольнения со службы прошло более 3-х лет.
Истец проживает в жилом помещении по договору коммерческого найма, не получив выплату для приобретения или строительства жилья, не может выехать на другое место жительства, отличное от места службы, несет финансовые затраты, чем нарушаются его конституционные права. При обращении к ответчикам по вопросу выплаты единовременной социальной выплаты, истцу даны ответы от 16 августа 2021 года NИГ-22-358 из МЧС России и от 12 августа 2021 года N2228-3-40 из ФГКУ "Специализированное управление ФПС N3 МЧС России" в которых указано, что номер очередности -10403, предоставление единовременной социальной выплаты будет осуществлено в порядке очередности. Просит обязать ответчиков предоставить (произвести) истцу на состав семьи 1 человек единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения из расчета потребности в жилой площади 33 кв.м.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ "Специальное управление ФПС N 87 МЧС России".
Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 4 марта 2022 года в исковых требованиях Берша Евгения Евгеньевича к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России", Специальной пожарно-спасательной части N 1 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 87 МЧС России", ФГКУ "Специальное управление ФПС N 87 МЧС России" о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21 июня 2022 года решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 4 марта 2022 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Берш Е.Е, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, истец Берш Е.Е. проходил службу в ФГКУ "Специальное управление ФПС N87 МЧС России" с 01 марта 2002 года, уволен с должности старшего инструктора по вождению пожарной машины - водителя специальной пожарно-спасательной части N1 приказом от 15 марта 2019 года по пункту 2 части 1 ст.83 ФЗ от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе. Выслуга лет составила 17 лет 11 месяцев.
Согласно Выписке из протокола от 6 марта 2019 года N1 заседания комиссии ФГКУ "Специального управления ФПС N 3 МЧС России" по вопросу жилищного обеспечения специальных подразделений ФПС МЧС России в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Берш Е.Е. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи - 1 человек с 07 февраля 2019 года.
Из представленной суду ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России" информации, содержащейся в отзыве установлено, что по состоянию на 25 января 2022 года в сводном перечне сотрудников, имеющих специальные звания (граждан уволенных со службы), состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России" Берш Евгений Евгеньевич имеет номер очередности - 1268, в единой очереди сотрудников, принятых в МЧС России на учет для предоставления ЕСВ -9825.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Бершу Е.Е, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что получение сотрудником, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты во внеочередном порядке законом не предусмотрено и приведет к нарушению прав и законных интересов других сотрудников, поставленных на учет ранее истца.
С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав, что отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истец, как принятый на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета, вправе получить соответствующую выплату исключительно в порядке очередности, после поступления денежных средств из федерального бюджета.
Поскольку истец не имеет права на внеочередное предоставление ему единовременной социальной выплаты, последняя должна быть предоставлена ему в соответствии с очередностью предоставления им заявления о постановке на учет и датой постановки на учет - 7 февраля 2019 года.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 23 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
При разрешении заявленных Берш Е.Е. требований суды первой и апелляционной инстанций, применив положения Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 пришли к верному выводу, что Правила не содержат положений о внеочередном порядке выплат с учетом тяжелого материального и жилищного положения лиц, состоящих на учете. Истец не относится к категории лиц, которым единовременная социальная выплата предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.
Доводы кассационной жалобы Берш Е.Е. о нарушении его прав в связи с не предоставлением единовременной социальной выплаты на приобретение жилья в течение длительного времени, об отсутствии жилого помещения для проживания не влекут отмену принятых в соответствии с законом судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы, что истец не претендует на внеочередное получение единовременной социальной выплаты, а лишь просит обеспечить этой выплатой истца, не влияют на правильность выводов судов, поскольку обеспечение выплатой возможно лишь в порядке очередности принятия на учет, что прямо следует из пункту 23 Правил.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций верно определили юридически значимые обстоятельства по делу, дали надлежащую оценку исследованным доказательствам, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 4 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21 июня 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Берша Евгения Евгеньевича без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.