Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" Кобец О.Н. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федерального округу Мельниченко В.Г. от 26 марта 2021 г. N 21-1/ВП/1-40/3, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 26 марта 2021 г. N 21-1/ВП/1-40/4, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 19 мая 2021 г. и решение судьи Ставропольского краевого суда от 22 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" Кобец О.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Мельниченко В.Г. от 26 марта 2021 г. N 21-1/ВП/1-40/3, оставленным без изменения решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 19 мая 2021 г, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" Кобец О.Н. (далее также - генеральный директор ООО "Кавмининтер") признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Кроме того, государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Мельниченко В.Г. вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 26 марта 2021 г. N 21-1/ВП/1-40/4, которое также оставлено без изменения решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 19 мая 2021 г.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 14 июля 2021 г. решение судьи Минераловодского городского суда общей юрисдикции от 19 мая 2021 г. отменено, дело об административном правонарушении направлено в Ессентукский городской суд на новое рассмотрение.
Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 октября 2021 г. решение судьи Ставропольского краевого суда от 14 июля 2021 г. отменено и дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 15 декабря 2021 г. решение судьи Минераловодского городского суда общей юрисдикции от 19 мая 2021 г. оставлено без изменения, жалоба должностного лица ООО "Кавмининтер" - без удовлетворения.
Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 октября 2021 г. решение судьи Ставропольского краевого суда от 14 июля 2021 г. отменено и дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением судьи Ставропольского краевого суда от 22 июня 2022 г. постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Мельниченко В.Г. от 26 марта 2021 г. N 21-1/ВП/1-40/4 и его представление от 26 марта 2021 г. N 21-1/ВП/1-40/4, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 19 мая 2021 г, оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Кавмининтер" Кобец О.Н. просит отменить постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Мельниченко В.Г. от 26 марта 2021 г. N 21-1/ВП/1-40/3, представление от 26 марта 2021 г. N 21-1/ВП/1-40/4, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 19 мая 2021 г. и решение судьи Ставропольского краевого суда от 22 июня 2022 г, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя с учетом приведенной правовой нормы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность образует бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлении паспортов отходов I - IV классов опасности.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Из протокола об административном правонарушении усматривается, что в ходе плановой выездной проверки соблюдения хозяйствующим субъектом требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды с 18 января 2021 г. по 29 января 2021 г. выявлено, что ООО "Кавмининтер", осуществляя деятельность по добыче минеральной воды из скважины N 72 на Змейкинском месторождении, не приняло должных мер по составлению паспорта отхода на отходы при добыче воды и (или) отхода коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления в установленном порядке согласно пункту 7 Правил проведения паспортизации отходов 1-5 классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712 (действующие до 1 января 2021 г.).
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 26 марта 2021 г. в отношении должностного лица - генерального директора ООО "Кавмининтер" Кобец О.Н. постановления N 21-1/ВП/1-40/3 об административных правонарушениях, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 26 марта 2021 г. N 21-1/ВП/1-40/4.
Судья Минераловодского городского суда Ставропольского края, пересматривая вынесенное по делу постановление должностного лица административного органа, пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица - генерального директора ООО "Кавмининтер" Кобец О.Н. состава вменяемого административного правонарушения, исходя из того, что указанное лицо в нарушение пунктов 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не составило паспорт отходов при добыче и (или) отхода коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С такими выводами судьи городского суда согласился судья вышестоящей инстанции.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 названного Кодекса, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризующаяся бездействием, выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Для привлечения к административной ответственности, согласно приведенной правовой норме, необходимо установить, что в процессе хозяйственной деятельности субъекта административной ответственности образуются отходы производства и потребления I - IV классов опасности, которые в установленном порядке не паспортизированы.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 14 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В рассматриваемом случае административным органом, проводившим проверку, и судьей городского суда установлено, что в ходе разработки скважины N 72 Змейкинского месторождения минеральных вод образуются технологические потери при добыче воды 45, 9 м3/сут, что составляет 14, 8 % от добычи. При этом, паспорт для отходов при добыче воды и (или) отхода жидких неканализованных объектов водопотребления, а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности в территориальном органе Росприроднадзора отсутствуют.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вышеизложенные обстоятельства являются достаточными для признания генерального директора ООО "Кавмининтер" Кобец О.Н. виновным в нарушении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, и привлечения его к административной ответственности по части 9 статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы относительно указанных выше нарушений направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, изложенных в обжалуемых постановлении государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Мельниченко В.Г. от 26 марта 2021 г. N 21-1/ВП/1-40/3, представлении от 26 марта 2021 г. N 21-1/ВП/1-40/4 и судебных актах, указанные в них выводы не опровергают и не ставят под сомнение наличие в действиях должностного лица юридического лица ООО "Кавмининтер" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждение заявителя об отсутствии в материалах дела доказательств, согласно которым образующиеся при добыче минеральной воды технологические потери являются отходом конкретного вида и класса опасности, на который должен быть составлен и утвержден паспорт отходов, основаны на ошибочном толковании требований закона.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности, что предусмотрено пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".
Пунктами 1 и 7 части 2 статьи 22 Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Как следует из пунктов 7 и 8 статьи 23 названного Закона Российской Федерации, требованиями по рациональному использованию и охране недр являются охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.
В соответствии с подпунктами "а" пункта 2, подпункта "б" пункта 5 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. N 94 (далее также - Правила), охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя: мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды; мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов.
Мероприятия, указанные в пункте 2 названных Правил, включают в себя профилактические и специальные мероприятия.
Согласно пункту 19 Правил при добыче подземных вод не допускается выпуск добываемых подземных вод, не предусмотренный проектной документацией.
Положениями пункта 13 Правил разработки месторождений подземных вод, утвержденных приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 530, предусмотрено, что к проектной документации, на основании которой осуществляется разработка месторождений (участков) подземных вод, при пользовании недрами для разведки и добычи, геологического изучения, разведки и добычи минеральных, термальных (теплоэнергетических) и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии относятся: проект опытно-промышленной разработки месторождения (участка); технологическая схема разработки месторождения (участка) и дополнения к ней; проект разработки месторождения (участка) и дополнения к нему (подпункт "б").
В силу пункта 33 Правил разработки месторождений подземных вод, утвержденных приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года N 530, при разработке месторождений (участков) подземных вод осуществляются в том числе следующие мероприятия по охране подземных водных объектов: а) мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды; б) мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов. Указанные в настоящем пункте мероприятия по охране подземных водных объектов осуществляются пользователями недр в соответствии с Правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. N 94.
Согласно пункту 13.5 Технологической схемы разработки Змейкинского месторождения (скважина N 72) минеральных вод, Ставропольский край в соответствии с Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и Правилами охраны недр при составлении Технологических схем разработки месторождений минеральных вод, технология добычи, подготовки и использования подземных вод должна гарантировать защиту месторождения от преждевременного истощения, загрязнения и лечебных свойств.
Пункт 11.2 Проекта округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения минеральных вод возлагает на недропользователя обязанность провести во втором и третьем поясах зоны санитарной охраны мероприятия по выявлению, тампонированию или восстановлению всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.
Вопреки доводам жалобы, материалами дела, в том числе актом проверки от 29 января 2021 г. N 21-1/ВП/1, протоколом об административном правонарушении, иными документами подтверждается, что ООО "Кавмининтер", осуществляя добычу минеральной воды не представило документы, подтверждающие передачу, утилизацию или иное обращение с потерями минеральной воды (собранных в емкости-накопители), которые подтверждали их безопасность для окружающей среды. Сам факт возникновения технологических потерь добытой минеральной воды при эксплуатации скважины N 72 Змейкинского месторождения в процессе промывки обвязки устья скважины и приустьевого оборудования (по необходимости) подтвержден и должностным лицом в ходе проверки, судебного разбирательства и настоящей жалобе не опровергнут.
Технологической схемой, на основании которой производится разработка месторождения с целью добычи минеральной воды, предусмотрено сооружение за пределами территории, входящей в первую охранную зону скважины, двух накопительных емкостей для сбора технологических потерь, возникающих при замерах дебита скважины объемным способом, промывке обвязки устья скважины и приустьевого оборудования (по необходимости).
Согласно разделу 6 названной технологической схемы разработки Змейкинского месторождения (скважина N 72) утилизации подлежат потери, образующиеся после промывки и дезинфекции устьевого оборудования и системы подачи минеральной воды, объемом потерь при разовой промывке 10, 0 куб.м. Технологические потери при промывке и дезинфекции минералопровода N 1 образуются при двухкратной промывке основного минералопровода в трехкратном объеме для предотвращения бактериального загрязнения и отложения травертина согласно разделу 13.5.2 технологической схемы.
Ранее названные накопительные емкости представляют собой бетонированные выгребные ямы, куда сбрасываются воды при замерах дебита объемным способом, количеством на один замер 1, 05 куб.м (в месяц производится три замера), а также потери при заправочно-транспортных операциях, количеством 0, 13 куб.м на одну заправку автоцистерны, что предусмотрено разделом 6 названной технологической схемы разработки Змейкинского месторождения (скважина N 72).
Собранные в накопительных емкостях технологические потери передаются ООО "Кавмининтер" специализированной организации для транспортировки к месту последующей утилизации, о чем имеется договор со специализированной организацией от 15 января 2020 г. N 11/20-ЖКОЖ на оказание услуг по транспортированию жидких коммунальных отходов (ФККО 7 32 101 01 30 4 - отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления).
Положениями абзаца 9 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.
Из смысла приведенных положений закона и разъяснений по его применению следует, что обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов.
Утверждение заявителя жалобы об используемом способе удаления технологических потерь без накопления путем отвода в канализационную сеть завода розлива минеральной воды подлежит отклонению, поскольку касается иных технологических потерь, за исключением накапливаемых в накопительных емкостях, которые вывозятся специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами, классифицированными по опасности.
Доводы о том, что в силу приказа Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242, утвердившего Федеральный классификационный каталог отходов, предусмотрено отнесение к отходам шламов буровых при бурении, связанном с добычей пресных и солоноватых подземных вод, что в данном случае исключено, поскольку бурение не осуществляется, подлежат отклонению, так как названный вид отходов (шламы буровые при бурении, связанном с добычей пресных и солоноватых подземных вод) является самостоятельным видом отхода, учтенным в классификаторе под кодом 2 99 212 11 39 5, тогда как сами по себе отходы при добыче воды предусмотрены самостоятельным кодом отходов 2 99 200 00 00 0.
Указанные обстоятельства изложены в постановлении государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Мельниченко В.Г. от 26 марта 2021 г. N 21-1/ВП/1-40/3, при этом документы ООО "Кавмининтер" для подтверждения отходов при добыче воды и (или) отхода коммунальных жидких неканализированных объектов водопотребления в установленный срок до 31 декабря 2020 г. не представлены. Соответствующие действия по паспортизации отходов ООО "Кавмининтер" не предприняты, оценка образующихся в деятельности отходов накопительных емкостях не проведена.
Ссылка в жалобе на вступившее в законную силу решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Кавмининтер" предопределяющего значения в рамках настоящего дела не имеет, поскольку жалоба проверяется в полном объеме. Правовая система Российской Федерации не допускает прецедентной формы разрешения споров, общим процессуальным принципом является принцип обеспечения единообразия судебной практики, соблюдение которого возможно путем установления конкретных юридически значимых обстоятельств по каждому рассматриваемому делу, которые в совокупности являются идентичными, и при правильном применении норм материального права влекут одинаковые юридические последствия.
При пересмотре дела по жалобе судьей краевого суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решении судьей дана объективная оценка доводам жалобы, решение судьи соответствует требованиям статей 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что на момент рассмотрения жалобы судьей Ставропольского краевого суда истек срок давности привлечения должностного лица ООО "Кавмининтер" к административной ответственности, не может служить основанием для отмены или изменения постановления административного органа и судебных актов, так как истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания, что следует из части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы также не свидетельствуют о допущенных при производстве по делу существенных нарушениях и не содержат оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу процессуальных актов.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федерального округу Мельниченко В.Г. от 26 марта 2021 г, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 26 марта 2021 г. N 21-1/ВП/1-40/4, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 19 мая 2021 г. и решение судьи Ставропольского краевого суда от 22 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "Кавмининтер" Кобец О.Н. оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Кавмининтер" Кобец О.Н. - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Справка:
судья городского суда Залугин С.В.
судья краевого суда Загорская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.