Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на постановление судьи Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 13.12.2021, вынесенное в отношении Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 13.12.2022 юридическое лицо Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ ""Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, ФГКУ ""Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России ставит вопрос об отмене постановления судьи Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 13.12.2022 и о прекращении производства по делу, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
По итогам изучения материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, что влечет за собой наложение административного штрафа на на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (статья 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
В силу статьи 6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
На основании части 1 статьи 40 упомянутого Закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (статья 44 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1 статья 45 Федерального закона 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Из материалов дела усматривается, что на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 04.12.1974. N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР", объект культурного наследия - здание гимназии включен в список памятников истории и культуры Российской Федерации, подлежащих государственной охране, приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 24.07.2017 N 87997-р зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под N.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20.07.2021 N N содержатся сведения, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России объект культурного наследия - здание гимназии принадлежит на праве оперативного управления.
Управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, являющимся органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) 30.09.2021 проведено выездное обследование состояния объекта культурного наследия федерального значения "Здание первой на Кавказе гимназии, в котором 31.12.1917 была провозглашена Советская власть в Ставропольской губернии" (далее - объект культурного наследия - здание гимназии), расположенного по адресу: "адрес" (фактический адрес: "адрес"). В ходе проверки установлено следующее.
Цоколь здания имеет отслоение штукатурного слоя. Фасады здания имеют следы замоканий и биопоражений. Используется только правое крыло здания, со стороны "адрес". Фасад правого крыла здания окрашен в светлые тона, цоколь в серый цвет. Краска нанесена на поверхность фасада и цоколя поверх сколов и обрушений ранее имеющегося штукатурного слоя.
В данном крыле здания проведена замена оконных блоков на металлопластиковые белые цвета. Водосточные трубы деформированы. Остальная часть здания не используется. На стенах отмечены отдельные выбоины и трещины, наблюдаются многочисленные трещины и частичное отпадание красочного слоя, отсутствуют оконные заполнения на первом и втором этажах здания.
Оконные проемы первого этажа закрыты листами металлического профиля, в целях недопущения попадания в здание посторонних лиц. В левом крыле здания на втором этаже частично сохранились деревянные оконные рамы, которые окрашены в коричневый цвет. Водосточные трубы, желоба, водоприемные воронки имеют многочисленные повреждения и дефекты, отсутствуют крепления, что влияет на продолжительность эксплуатации здания, его стен и фундамента.
На здании не размещена информационная надпись, соответствующая требованиям, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 N 1178.
Работы по сохранению объекта культурного наследия не проводятся длительное время, в связи с чем имеется угроза его утраты.
В связи с чем в отношении ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России 18.10.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 24-2021, действия учреждения квалифицированы по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Таким образом, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России нарушены требования Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", выразившиеся в проведении ремонтных работ на части объекта культурного наследия - здания гимназии в отсутствие разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия на проведение таких работ, в отсутствие осуществления авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области в области охраны объектов культурного наследия за их проведением, а также в непроведении работ по сохранению объекта культурного наследия длительное время, в связи с чем имеется угроза его утраты.
Событие административного правонарушения и факт его совершения ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 44-2021 от 18.10.2021, списком объектов культурного наследия, расположенных на территории города Ставрополя Ставропольского края; заданием на проведение выездного обследования в отношении объекта культурного наследия от 23.09.2021; актом осмотра N 181-Ф от 30.09.2021; фототаблицей к ату осмотра от 30.09.2021; приказом управления Ставропольского края по сохранности и государственной охране объектов культурного наследия от 29.07.2016 N 360 об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения - здания гимназии; приказом управления Ставропольского края по сохранности и государственной охране объектов культурного наследия N 707 от 27.07.2021 об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения "Здание первой на Кавказе гимназии, в котором 31.12.1917 была провозглашена Советская власть в Ставропольской губернии" и иными материалами дела.
Данным доказательствам судом была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств являлась достаточной для вывода суда о наличии в действиях ФГКУ ""Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о недоказанности вины учреждения в нарушении требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" по сохранности объекта культурного значения федерального уровня-здания гимназии, о невозможности обеспечения сохранности упомянутого объекта культурного наследия вследствие отсутствия финансирования не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие денежных средств не освобождает виновное юридическое лицо от выполнения обязанностей, возложенных на него федеральным законом, при этом выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20.07.2021 N N подтверждено, что учреждению объект культурного наследия - здание гимназии принадлежит на праве оперативного управления.
Сроки давности привлечения ФГКУ ""Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России к административной ответственности, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по этой категории дел соблюдены, административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, а также нарушений прав привлекаемого к административной ответственности юридического лица, административным органом при собирании и закреплении доказательств, а также судом при рассмотрении дела, допущено не было.
Таким образом, состоявшийся по делу судебный акт сомнений в своей законности не вызывает, является правильным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛА:
постановление судьи Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 13.12.2021, вынесенное в отношении юридического лица Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.