Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Климовой В.В, Черчага С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ли Ирины Брониславовны к ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 24 ноября 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 мая 2022 года, по кассационной жалобе Ли Ирины Брониславовны на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 24 ноября 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 мая 2022 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав ЛИ И.Б, поддержавшую доводы кассационной жалобы и представителя ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю Селюкову Н.Г, действующей на основании доверенности от 2.02.2022 поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ли И.Б. обратилась в суд с иском к ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о назначении досрочной страховой пенсию.
Решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 24.11.2021 исковые требования Ли И.Б.- удовлетворены частично.
Суд обязал ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ Ставропольского края включить Ли И.Б. в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды: с 19.08.1991 по 02.09.1992 в должности воспитателя ясли-сада N 38 города Ангрен Ташкентской области Республики Узбекистан; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 18.02.2013. по 14.03.2013, с 14.12.2015 по 16.12.2015; период обучения в Ангренском педагогическом училище Министерства образования Республики Узбекистан с 03.09.1992 по 05.07.1994; периоды нерабочих (праздничных) дней - дней Радоницы 10.05.2016г, 25.04.2017, 17.04.2018. 07.05.2019, 28.04.2020.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11.05.2022 решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 24.11.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ли И.Б. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений.
В кассационной жалобе ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю поставлен вопрос об судебных постановлений, ввиду существенных нарушений норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм процессуального права и материального права судами были допущены.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 1.1. статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону.
Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 данной статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к данному Федеральному закону. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета
соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, имевшей место до 01 января 1992 года и дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, может производиться с учетом Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
В соответствии с абзацем пятым пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 данного Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года было предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 данного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из приведенных выше положений закона следует, что временем обучения в учебном заведении является период с момента зачисления лица в учебное заведение и до момента отчисления из него, то есть весь период обучения, а не его отдельная часть. Также по смыслу закона имелось в виду время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях по очной форме обучения, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Вышеприведенные законоположения судами первой и апелляционной инстанции применены неправильно.
Доводы кассационной жалобы ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о необоснованном включении периода обучения в Ангренском педагогическом училище с 3.09.1992г по 05.07.1994 заслуживают внимания, поскольку они основаны на законе.
На момент признания Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1393 7 утратившим силу, Ли И.Б. не выработала специального трудового стажа, отсутствуют периоды непосредственной педагогической деятельности предшествующей обучению и непосредственно следовавшей за периодом обучения.
Действующее с 01 октября 1993 года нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях, независимо от того, что этому периоду предшествовала и следовала за ним педагогическая работа.
Выводы судов, о включении в стаж дающий право на пенсию в связи с педагогической деятельностью периодов нахождения на курсах повышения квалификации основаны на правильном применении положений статьи 187 Трудового кодекса РФ, в связи с чем, доводы жалобы в этой части во внимание не принимаются.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Прямого указания о порядке включения в "специальный" стаж праздничных дней в Правилах нет. На практике нерабочие праздничные дни, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, по умолчанию включаются в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии.
Перечень нерабочих праздничных дней установлен статьей 112 Трудового кодекса РФ. При этом в статье 5 Трудового кодекса РФ указано, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе региональными законами, содержащими нормы трудового права. Статья 6 Трудового кодекса РФ, разграничивающая полномочия федеральной власти и властей субъектов РФ, не относит установление дополнительных нерабочих праздничных дней, а также дополнительных отпусков отдельным категориям работников к исключительному ведению федеральной власти.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" соответствующие органы государственной власти в РФ вправе по просьбам религиозных организаций объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на определенных территориях. Право субъектов РФ устанавливать в своем регионе дополнительные нерабочие праздничные дни подтверждено Верховным Судом (Постановление Президиума ВС РФ от 21 декабря 2011 г. N 20-ПВ11).
С учетом приведенных законоположений выводы судов о включении в стаж, дающий право на пенсию нерабочих (праздничных) дней - Дней Радоницы, являются правильными.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 января 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из изложенного следует, что для определения права на страховую пенсию по старости, в том числе досрочную лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, в том числе после 13 марта 1992 года, при этом до 01 января 2002 года - независимо от уплаты страховых взносов, с учетом законодательства государства, в котором эти лица проживают.
Отказывая во включении части периодов в стаж, дающих право на пенсию, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с абзацем вторым пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечение гражданин, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения", учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Гражданам, попадающим под действие Соглашения, при назначении пенсии периоды работы с 01.01.1991 по 31.12.2001г, приобретенные на территории любого из государств-участников СНГ, учитываются при определении права на пенсию и исчислении ее размера независимо от уплаты страховых взносов в ПФР.
Суд первой инстанции указал, что с 1 июля 1994 года вступил в силу Закон Республики Узбекистан от дата N 938-XII "О государственном пенсионном обеспечении граждан", в соответствии с которым Постановлением Кабинета Министра Республики Узбекистан от 12 мая 1994года N 250 были утверждены Списки производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию независимо от возраста (Список N 1), с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет (Список N 2), с уменьшением общеустановленного срока на 5 лет (Список N 3).
Согласно п. "к" ст. 12 Закона Республики Узбекистан от 1 июля 1994 года N 938-XII "О государственном пенсионном обеспечении граждан", право на пенсию с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона, на 5 лет независимо от места последней работы имеют учителя специализированных образовательных учреждений для детей-инвалидов, домов "Мехрибонлик", военных академических лицеев, воспитательных колоний при наличии специального стажа работы не менее 25 лет (Список N 3, часть VII).
Поскольку условия назначения пенсий по старости в Республике Узбекистан как в государстве - участнике Соглашения отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации (институт досрочных пенсий педагогическим работникам общеобразовательных школ отменен), то суд первой инстанции пришел к выводу о том, что стаж работы истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости может быть учтен только до даты отмены института досрочных пенсий педагогическим работникам общеобразовательных школ в Республике Узбекистан, т. е. до 01.07.1994г.
Данные выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании судом первой инстанции норм материального права.
Суд первой применил положения п. "к" ст. 12 Закона Республики Узбекистан N 938-XII "О государственном пенсионном обеспечении граждан" в редакции Закона РУз от 22.12.2010 г. N ЗРУ-272.
Суд первой инстанции по ходатайству истца приобщил к материалам дела справки, выданные компетентными органами Республики Узбекистан (л.д. 29- 35), но не дал справкам надлежащую правовую оценку.
Из содержания справок следует, что наименование должности в которой работала истица (воспитатель, логопед) соответствуют Списку N 3, что данные специальности пользовались правом льготного пенсионного обеспечение на территории Республики Узбекистан по 09.09.2011 года.
Судебная коллегия находит, что допущенные нарушения норм права являются непреодолимыми, повлияли на исход дела, без их устранения невозможно правильное разрешение спора, спор был разрешен с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем, оспариваемые судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами, с учетом заявленных требований истца и возражений Государственному учреждению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю относительно удовлетворения доводов иска.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 24 ноября 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 мая 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.