Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу Денискиной Ю.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Дивеевского судебного района Нижегородской области от 22 декабря 2021 г. и решение судьи Дивеевского районного суда Нижегородской области от 1 февраля 2022 г., вынесенные в отношении председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области Денискиной Ю.Н. (далее - Денискина Ю.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка Дивеевского судебного района Нижегородской области от 22 декабря 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Дивеевского районного суда Нижегородской области от 1 февраля 2022 г, председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области Денискина Ю.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Денискина Ю.Н. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Генеральный директор ООО "Недра 152" ФИО1 (далее - ФИО1), уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на неё не представил.
Прокуратура Дивеевского района Нижегородской области, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на неё не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 названного Кодекса, что влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ).
В пунктах 1, 4 части 1 статьи 10 названного Федерального закона закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Дивеевского района Нижегородской области по поступившему обращению генерального директора ООО "Недра 152" ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в деятельности администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области.
Проверкой установлено, что 27 августа 2021 г. генеральным директором ООО "Недра 152" ФИО1 в адрес главы местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Нижегородской области направлено обращение от 27 августа 2021 г. N 202 по вопросу организации совещания для коллектива ООО "Недра 152". Указанное обращение зарегистрировано в администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области 27 августа 2021 г. за N. Дальнейшая работа по данному заявлению поручено председателю комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области Денискиной Ю.Н.
22 сентября 2021 г. в адрес заявителя посредством электронной почтой направлен ответ на обращение от 21 сентября 2021 г. (исх. N), согласно которому ему сообщается, что администрация Дивеевского муниципального округа "адрес" рассмотрела заявление и приняла его к сведению.
Вместе с тем, объективный и всесторонний ответ по существу поставленных вопросов в установленный вышеуказанным законом срок окончательно не дан.
Изложенное послужило основанием для привлечения председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области Денискиной Ю.Н. к административной ответственности на основании статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 9 ноября 2021 г. (л.д. 3-5); заявлением ФИО1 от 27 августа 2021 г. N (л.д. 25); сведениями о движении данного заявления (л.д. 9-10); ответом на заявление от 21 сентября 2021 г. N (л.д. 26); распоряжением о переводе от 31 мая 2021 г. (л.д. 30); должностной инструкций председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, утвержденного распоряжением администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от 31 мая 2021 г. (л.д. 31-35), и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно статье 15 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, несут лица, виновные в нарушении названного Федерального закона.
Субъектами правонарушения по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которых возложено осуществление публично значимых функций.
Таким образом, выводы судебных инстанций о наличии в деянии Денискиной Ю.Н. не исполнившей надлежащим образом свои служебные обязанности, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются обоснованными.
Деяние Денискиной Ю.Н. квалифицировано по указанной норме в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам жалобы, материалы дела свидетельствуют, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, судьями созданы лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав, выяснялись, исследовались все доводы и доказательства, выдвинутые в защиту Денискиной Ю.Н, им дана верная оценка. Ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала сомнение, не было положено в основу выводов суда.
Доказательства, на основании которых установлена виновность Денискиной Ю.Н. получены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оспаривать которую оснований не имеется.
Довод жалобы о том, что Денискина Ю.Н. необоснованно привлечена к административной ответственности, так как не является субъектом вмененного административного правонарушения, нельзя признать состоятельным.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что названное лицо относится к числу должностных лиц, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ установлено, что ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Согласно материалам дела рассмотрение обращения генерального директора ООО "Недра 152" ФИО1 от 27 августа 2021 г. N передано главой местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Нижегородской области ФИО6 для дальнейшей работы председателю комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области Денискиной Ю.Н.
Пунктом 37 должностной инструкции Денискиной Ю.Н. (л.д. 34) к её обязанностям отнесено давать ответы и заключения по заявлениям, жалобам, запросам и письмам граждан и организаций.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами, а также должностной инструкцией председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области Денискиной Ю.Н. является должностным лицом, имеющим полномочия по рассмотрению обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов.
Доводы жалобы не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают наличие в деянии Денискиной Ю.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления, решения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении Денискиной Ю.Н. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан, с соблюдением положений статьи 4.1 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка Дивеевского судебного района Нижегородской области от 22 декабря 2021 г. и решение судьи Дивеевского районного суда Нижегородской области от 1 февраля 2022 г, вынесенные в отношении председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области Денискиной Ю.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Денискиной Ю.Н. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.