Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЕНТР" директора Демидовой Г.К. (далее - Демидова Г.К.) на вступившие в законную силу постановление административной комиссии муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" от 15 февраля 2022 г. и решение судьи Малоярославецкого районного суда Калужской области от 18 марта 2022 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЕНТР" (далее - ООО "УК ЦЕНТР") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 1.1 Закона Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области" от 28 февраля 2011 г. N 122-ОЗ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" от 15 февраля 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Малоярославецкого районного суда Калужской области от 18 марта 2022 г, ООО "УК ЦЕНТР" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 1.1 Закона Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области" от 28 февраля 2011 г. N 122-ОЗ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "УК ЦЕНТР" директор Демидова Г.К. просит смягчить назначенное административное наказание.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 1.1 Закона Калужской области от 28 февраля 2011 г. N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "УК ЦЕНТР" к административной ответственности) определено, что нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий городских и сельских поселений, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста десяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3.5.1 Правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" (далее - Правила), утвержденных решением городской Думы городского поселения "Г. Малоярославец" от 28 сентября 2017 г. N 224, содержание объектов благоустройства на прилегающих и придомовых территориях и элементов внешнего благоустройства, на них расположенных, осуществляется лицами, ответственными за содержание соответствующей территории (элементов внешнего благоустройства), в объеме, предусмотренном названными Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных служб и предприятий на договорной основе за счет собственных средств.
Согласно пункту 4.3.15 указанных Правил в зимнее время владельцами объектов благоустройства должна быть организована своевременная очистка кровель от снега, наледи и сосулек. Очистка кровель зданий и строений на сторонах, выходящих на пешеходные зоны, от наледеобразований должна производиться немедленно по мере их образования с предварительной установкой ограждения опасных для жизни пешеходов участков и с соблюдением работающими правил техники безопасности. При этом должны приниматься меры, обеспечивающие сохранность зеленых насаждений, воздушных сетей, светильников, вывесок, рекламных установок. Сброшенные с крыш зданий и строений снег и сосульки должны убираться владельцами зданий незамедлительно по завершении работы.
Как усматривается из материалов дела, 7 февраля 2022 г. в 11 часов 46 минуты в ходе обследования придомовых территорий многоквартирных домов по адресам: Калужская область, город Малоярославец, улица Крупской, дома N 3, 6 и 9, улица Щорса, дома N 2 и 2 А, улица Кирова, дом N 28, обслуживание которых осуществляет ООО "УК ЦЕНТР", членами административной комиссии муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" выявлено нарушение пунктов 3.5.1, 4.3.15 вышеуказанных Правил, выразившееся в несвоевременной очистке кровель зданий от снега (снежных навесов), наледи, сосулек. Так, на карнизах данных многоквартирных жилых домов имеется ледяной слой в виде сосулек, а также снежные навесы, что представляет собой опасность для жильцов и других граждан, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: актом от 7 февраля 2022 г. (л.д. 44); фотоматериалом (л.д. 50-73); протоколом об административном правонарушении от 15 февраля 2022 г. (л.д. 47), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, деяние ООО "УК ЦЕНТР" не исполнившего надлежащим образом возложенные на него законом обязанности, образуют объективную сторону состава вмененного административного правонарушения.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "УК ЦЕНТР" верно квалифицировано по части 1 статьи 1.1 Закона Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области" от 28 февраля 2011 г. N 122-ОЗ, в соответствии с установленными обстоятельствами дела и подлежащего применению законодательства.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, административный орган и судья районного суда не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели разбирательство по делу, разрешили все заявленные ходатайства, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в вынесенных актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности ООО "УК ЦЕНТР" в совершении административного правонарушения. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, не представлено.
Имеющиеся в материалах дела доказательства получены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо противоречий имеющиеся в материалах дела доказательства не содержат, они согласуются между собой и объективно подтверждают совершение ООО "УК ЦЕНТР" инкриминированного ему административного правонарушения. Неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу заявителя, не усматривается.
Доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых актов, не опровергают наличие в деянии ООО "УК ЦЕНТР" состава вмененного административного правонарушения.
Постановление о привлечении ООО "УК "ЦЕНТР" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 1.1 Закона Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области" от 28 февраля 2011 г. N-ОЗ, с соблюдением положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Вместе с тем, имеются основания для изменения принятых по делу актов.
Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" названный Кодекс дополнен статьей 4.1.2, согласно части 1 которой при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2).
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3).
Правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (часть 4).
ООО "УК ЦЕНТР" относится к субъектам малого предпринимательства, включено по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (категория - малое предприятие).
Норма части 1 статьи 1.1 Закона Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области" от 28 февраля 2011 г. N 122-ОЗ не предусматривает наказание для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Следовательно, положения части 2 статьи 4.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применимы в отношении ООО "УК ЦЕНТР", улучшают его положение.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. N 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Сведений об исполнении постановления о назначении административного наказания материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, учитывая неисполнение назначенного административного наказания на день рассмотрения настоящей жалобы, исходя из положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, улучшающей правовое положение ООО "УК ЦЕНТР", назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание положения названных норм, характер совершенного административного правонарушения, имущественное, финансовое положение юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отсутствие обстоятельства, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным определить ООО "УК ЦЕНТР" административное наказание по части 1 статьи 1.1 Закона Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области" от 28 февраля 2011 г. N 122-ОЗ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Таким образом, постановление административной комиссии муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" от 15 февраля 2022 г. и решение судьи Малоярославецкого районного суда Калужской области от 18 марта 2022 г, подлежат изменению, путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 30 000 рублей.
Внесенными в обжалуемые акты изменениями положение привлекаемого к административной ответственности лица не ухудшается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЕНТР" директора Демидовой Г.К. удовлетворить.
Постановление административной комиссии муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" от 15 февраля 2022 г. и решение судьи Малоярославецкого районного суда Калужской области от 18 марта 2022 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЕНТР" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 1.1 Закона Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области" от 28 февраля 2011 г. N 122-ОЗ, изменить: снизить размер назначенного административного штрафа до 30 000 рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.