Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Кукуева К.С., действующего в интересах индивидуального предпринимателя Вахтанина И.М., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Тоншаевского судебного района Нижегородской области от 24 февраля 2022 года и решение судьи Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 20 апреля 2022 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Вахтанина И.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка Тоншаевского судебного района Нижегородской области от 24 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 20 апреля 2022 года, индивидуальный предприниматель Вахтанин И.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Кукуев К.С. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно примечанию 1 к статье 14.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Основанием для привлечения индивидуального предпринимателя Вахтанина И.М. к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 17 января 2022 года и судебных актах выводы о том, что 29 ноября 2021 года по адресу: "адрес", р. "адрес"В названное лицо в нарушение требований п. 6 ч.2 ст. 4, ч.1 ст. 4, ч.6 ст.5 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выдало диагностическую карту от 29 ноября 2021 года N 090031012100864 в отношении транспортного средства марки "Hyundai Solaris", государственный регистрационный знак N, подтверждающую допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, без проведения технического осмотра.
Мировой судья, рассмотрев дело, постановлением от 24 февраля 2022 года признал виновным индивидуального предпринимателя Вахтанина И.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу защитника Кукуева К.С, поданную в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 20 апреля 2022 года постановление по делу об административном правонарушении оставил без изменения, согласившись с выводами мирового судьи.
Вместе с тем с принятым по делу решением судьи районного суда согласиться нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
При рассмотрении дела защитник Кукуев К.С. заявлял о том, что Вахтанин И.М. не был своевременно и надлежащим образом извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 17 января 2022 года в отсутствие Вахтанина И.М, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В материалах дела имеется копия извещения, адресованного Вахтанину И.М, в котором он уведомляется о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (л.д.27).
Вместе с тем данных о том, что указанное извещение ему направлялось, в деле не содержится.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей районного суда указанные доводы и обстоятельства должным образом не проверялись, надлежащая оценка им не дана.
Согласно требованиям статей 24.1, 26.1, 26.11, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья районного суда при разрешении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должен проверить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, доводы, заявленные в жалобе и в возражениях на нее (при их наличии), дать им надлежащую правовую оценку.
Вместе с тем требования указанных норм судьей районного суда не выполнены, меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела не приняты. Такое рассмотрение жалобы не отвечает установленным статей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным, решение судьи Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 20 апреля 2022 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Тоншаевский районный суд Нижегородской области.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 20 апреля 2022 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Вахтанина И.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Возвратить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Тоншаевский районный суд Нижегородской области.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.