Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Корона" на решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 22 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 1 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению товарищества собственников недвижимости "Корона" к администрации городского округа Павловский Посад Московской области о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, объяснения представителей товарищества собственников недвижимости "Корона" Чурбаковой Е.Р. и Антонова И.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
товарищество собственников недвижимости "Корона" (далее ТСН "Корона") обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Павловский Посад Московской области о признании незаконным постановления от 22 мая 2019 года N 841 о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", на счете регионального оператора Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Московской области.
Решением Павлово-Посадского городского суда Московской области от 22 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 1 июня 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 21 июля 2022 года через Павлово-Посадский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 11 августа 2022 года, ТСН "Корона", не соглашаясь с принятыми судами первой и апелляционной инстанций решениями, просит об их отмене ввиду допущенных нарушений норм материального права.
По мнению заявителя, судебные инстанции в нарушение положений частей 8 и 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации пришли к необоснованным выводам о наличии за ТСН "Корона" задолженности по взносам на капитальный ремонт.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
В силу части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации фонд капитального ремонта образуют, в том числе, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме.
На основании части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены, в том числе владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
В соответствии с частью 1 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2, 3 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, и других документов, предусмотренных банковскими правилами.
Частью 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта РФ, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
В соответствии с пунктом 17.1 Положения об Автоматизированной информационной системе автоматизации инспекционной деятельности Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - АИС ГЖИ Московской области), утв. постановлением Правительства Московской области от 31 марта 2016 года N 249/10, поставщики сведений - УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные специализированные потребительские кооперативы в случае принятия собственниками помещений в МКД решения о выборе их в качестве владельца специального счета размещают в АИС ГЖИ Московской области, в том числе, сведения о размере остатка средств на специальном счете; о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт; о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт; о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета.
Согласно части 8 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 настоящего Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
В силу части 9 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 настоящей статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 настоящей статьи, владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
В соответствии с частью 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Как усматривается из материалов дела и состоявшихся по нему судебных постановлений, собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", был выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете. Владельцем счета определено ТСН "Корона", в качестве кредитной организации выбрано ПАО "Сбербанк России". Денежные средства на данный счет поступали с мая 2014 года по май 2019 года, сведения об открытии счета и о поступлении денежных средств передавались в АИС ГЖИ Московской области.
По данным АИС ГЖИ Московской области плановая сумма поступления денежных средств на специальный счет составила "данные изъяты" рублей, а сумма поступивших денежных средств на специальный счет составила "данные изъяты" рублей; процент сбора - 21, 86%.
24 июля 2017 года ГЖИ Московской области в адрес ТСН "Корона" направлено уведомление о том, что в ходе проверки установлена задолженность по взносам в фонд капитального ремонта по дому "адрес" в размере более 50 процентов. Предложено принять в установленном порядке меры по погашению задолженности и представить подтверждающие документы в ГЖИ Московской области.
Аналогично 06 июля 2018 года ГЖИ Московской области в адрес ТСН "Корона" направлено уведомление о том, что в ходе проверки установлена задолженность по взносам в фонд капитального ремонта по указанному дому в размере более 50 процентов. Предложено принять в установленном порядке меры по погашению задолженности и представить подтверждающие документы в ГЖИ Московской области. Разъяснено, что в случае непогашения задолженности в течение пяти месяцев и непредставления в жилищную инспекцию подтверждающих документов, будет принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В связи с тем, что по истечении пяти месяцев с даты получения вышеуказанного уведомления задолженность по оплате взносов погашена не была, сведения о поступлении взносов в АИС ГЖИ Московской области размещены не были, документы, подтверждающие погашение указанной задолженности, в жилищную инспекцию не представлены, в целях принятия решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: "адрес" на счете регионального оператора ГЖИ Московской области 05 февраля 2019 года письмом N N уведомила Администрацию городского округа Павловский Посад Московской области о том, что размер фактических поступлений взносов собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирного дома составил менее 50 процентов от суммы представленных к оплате счетов собственникам помещений.
Администрация городского округа Павловский Посад Московской области письмом от 28 февраля 2019 года N АГ-67исх. уведомила ТСН "Корона" о данном факте и просила в срок до 28 марта 2019 года предоставить информацию о принятых мерах, направленных на погашение задолженности. Письмо было вручено 28 февраля 2019 года, однако содержащееся в нем требование ТСН "Корона" не исполнено.
Оспариваемым постановлением Администрации городского округа Павловский Посад от 22 мая 2019 года принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении указанного дома на счете регионального оператора Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Московской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьей 46 Конституции Российской Федерации, положениями статей 2, 145, 170-173 Жилищного кодекса Российской Федерации, и, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из наличия предусмотренных законом оснований для принятия оспариваемого постановления, поскольку формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома осуществлялось ТСН "Корона" ненадлежащим образом, денежные средства в установленном законодательством объеме на специальный счет не вносились.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия суда апелляционной инстанции с такими выводами согласилась, указав о наличии у жилищной инспекции правового основания для уведомления органа местного самоуправления с целью принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, поскольку в течение пяти месяцев с даты получения уведомления жилищной инспекции от 06 июля 2018 года о наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт, ТСН "Корона" не представило в жилищную инспекцию документы, подтверждающие погашение такой задолженности.
Как отметил суд апелляционной инстанции, оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, при наличии установленных законом оснований, нарушений порядка его принятия не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
Поскольку судами установлено, что задолженность собственников жилых помещений в многоквартирном доме на капитальный ремонт в установленный срок погашена не была, оснований полагать ошибочным их вывод о том, что администрация муниципального образования обоснованно в пределах своей компетенции приняла оспариваемое постановление, которое соответствует требованиям закона, не имеется.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с имеющейся задолженностью по взносам на капитальный ремонт, являются несостоятельными и не влекут за собой безусловную отмену правильных по существу обжалуемых судебных актов по вышеизложенным основаниям.
Указанные доводы, по сути, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 22 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 1 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Корона" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.