Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Потеминой Е.В, Ситникова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жидкова П.Ю. к Министерству внутренних дел Российской Федерациии в лице Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России об определении даты постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Жидкова П.Ю.
на решение Балашихинского городского суда Московской области от 15 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 марта 2022 г, Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Жидков П.Ю. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерациии в лице Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, просил признать незаконным решение ответчика об определении даты его постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - 24 апреля 2014 г.; возложить на ответчика обязанность по изменению даты постановки его на указанный учет на 27 декабря 2013 г. (дату подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной выплаты).
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 15 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 марта 2022 г, в удовлетворении иска Жидкова П.Ю. отказано.
В кассационной жалобе Жидков П.Ю. ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем, по настоящему делу таких оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы и материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Жидков П.Ю. проходил службу в системе МВД с августа 1995 г. по январь 2013 г. и с июня 2016 г. по 19 сентября 2021 г. в подразделениях по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД России.
Согласно выписке из приказа от 10 сентября 2021 г. Nл/с, с учетом приказа от 14 сентября 2021 г. Nл/с, подполковник полиции Жидков П.Ю. уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), с 19 сентября 2021 г. Выслуга лет по состоянию на 19 сентября 2021 г. составляет в календарном исчислении 26 лет 01 месяц 17 дней, в льготном исчислении - 26 лет 03 месяца 28 дней, для выплаты единовременного пособия - 26 лет 01 месяц 17 дней.
27 декабря 2013 г. Жидков П.Ю. обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
24 апреля 2014 г. комиссией ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято решение о постановке подполковника полиции Жидкова П.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты по пункту 1 части 3 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (протокол N заседания комиссии, пункт 142)
24 января 2017 г. Жидков П.Ю. обратился с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с приложением учетного дела, справок о стаже службы, составе семьи и выписок из приказов.
Согласно ответу Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению N от 14 июля 2021 г. на обращение Жидкова П.Ю, истец принят на учет для получения единовременной выплаты в МВД России на основании протокола заседания комиссии ФСКН России от 24 апреля 2014 г. N 16 исходя из первоначальной даты постановки на учет в ФСКН России - с 24 апреля 2014 г.
Обратившись в суд с настоящим иском, Жидков П.Ю. ссылался на то, что дата его постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения должна соответствовать дате подаче соответствующего заявления.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", исследовав представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Жидкова П.Ю.
При этом суд исходил из того, что действующее законодательство различает дату подачи сотрудником заявления о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и дату его принятия на учет (дата правового акта, утвердившего решение о принятии на учет); Жидков П.Ю. принят на учет для получения единовременной выплаты в МВД России решением заседания комиссии ФСКН России от 24 апреля 2014 г. N 16 исходя из первоначальной даты его постановки на учет в ФСКН России - с 24 апреля 2014 г, в связи с чем у ответчика не имелось правовых оснований для изменения даты постановки Жидкова П.Ю. на учет.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда об отказе в удовлетворении иска и их правовым обоснованием согласился.
Дополняя выводы суда первой инстанции по существу разрешения спора, судебная коллегия, проанализировав положения пунктов 2, 5, 10, 11, 15, 25 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1223 (далее по тексту - Правила предоставления единовременной социальной выплаты от 30 декабря 2011 г. N1223), пунктов 4.2, 6 Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения ЕСВ, утверждённого приказом МВД России от 30 марта 2012 г. N207, применительно к установленным по делу обстоятельствам, указала на отсутствие оснований для определения даты постановки истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты - датой его обращения с соответствующим заявлением.
Данные выводы нижестоящих судов основаны на нормах действующего законодательства, приведённых в судебных постановлениях, исчерпывающим образом мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Согласно указанным Правилам дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11).
Согласно пункту 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).
На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Анализ действующего материального права, регулирующего спорные правоотношения, позволил судам сделать обоснованный вывод, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет), при этом датой постановки на учет является дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункту 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержден приказом МВД РФ от 30 марта 2012 г. N 207 (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.
Пунктом 8 Порядка установлено, что первичная информация в базу данных вносится на основании правовых актов с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа РФ, 2 и 3 - код субъекта РФ, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. При этом из Приложения к Порядку следует, что в электронную базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, вносятся уникальный номер, сведения о сотруднике и членах его семьи, специальное звание, также в обязательном порядке стаж службы, дата подачи заявления и дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).
В связи с вышеизложенным доводы жалобы, что очередность постановки на учет для получения единовременной выплаты неправомерно определена без учета даты подачи заявления, в связи с чем нарушены права истца, противоречат выше указанному Порядку.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушение предусмотренного пунктом 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты от 30 декабря 2011 г. N1223 срока рассмотрения заявления истца от 27 декабря 2013 г. правовым основанием для изменения даты постановки истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на дату подачи истцом соответствующего заявления не является.
Судебные постановления соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, юридически значимые обстоятельства судами установлены, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, либо являющихся безусловным основанием для их отмены, при рассмотрении дела не допущено.
Ссылки Жидкова П.Ю. на необходимость рассмотрения его искового заявления в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку настоящий спор не обладает признаками, предусмотренными статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на законность судебныхпостановлений, сводятся к изложению своей позиции по делу, собственным толкованию закона, оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 15 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Жидкова П.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна
Судья Е.В. Потемина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.