Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 15 августа 2022 года гражданское дело по иску Труфановой Татьяны Геннадьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Туле Тульской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Труфановой Татьяны Геннадьевны
на решение Советского районного суда г. Тулы от 9 декабря 2021 года по гражданскому делу N 2-2531/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 16 марта 2022 года по гражданскому делу N 33-801/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Труфанова Т.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Туле Тульской области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ-УПФР по г.Туле Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Определением от 8 ноября 2021 года произведена замена ответчика ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Тульской области (далее по тексту ГУ-ОПФР по Тульской области).
Решением Советского районного суда г. Тулы от 9 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 16 марта 2022 года, исковые требования Труфановой Т.Г. удовлетворены частично: на ГУ - ОПФР по Тульской области возложена обязанность включить в специальный стаж Труфановой Т.Г, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по основаниям подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях": в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы период нахождения на курсах повышения квалификации 6 октября 1998 года по 7 ноября 1998 года; в календарном исчислении - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 4 октября 2004 года по 4 ноября 2004 года, с 4 мая 2009 года по 3 июля 2009 года, период работы с 4 июля 2009 года по 6 июля 2009 года в ГУЗ "Тульский городской туберкулезный детский санаторий "Иншинка". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В поданной кассационной жалобе Труфанова Т.Г. просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, указывая на наличие оснований для включения спорных периодов в специальный стаж, т.к. в материалы дела представлены доказательства осуществления лечебной деятельности в качестве палатной медицинской сестры в многопрофильном санатории, оказывающим медицинскую помощь по ревматологии.
Поскольку судебные акты обжалуются в части отказа в удовлетворении исковых требований Труфановой Т.Г, оснований для проверки судебных актов в полном объеме судебной коллегией кассационного суда не имеется.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 15 мая 2018 года Труфанова Т.Г. обратилась в ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) за назначением досрочной страховой пенсии на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
Решением ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) от 19 июня 2018 года Труфановой Т.Г. отказано в назначении досрочной пенсии. Ответчиком не приняты к зачету в специальный стаж периоды работы истца, в том числе, с 28.12.2010 г. по 31.12.2017 г. - в должности медицинской сестры палатной в ГУЗ "Тульский областной детский многопрофильный санаторий "Иншинка", (в том числе, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23.01.2012 г. по 23.03.2012 г, периоды простоя санатория в связи с закрытием на ремонт с 22.03.2011 г. по 03.04.2011 г, с 16.12.2011 г. по 05.02.2012 г, с 30.07.2012 г. по 19.08.2012 г, с 14.09.2017 г. по 27.09.2017 г.), так как в п. 21 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29.10.2002 г. N 781 предусмотрены санатории конкретного профиля, работа в которых в соответствующих должностях засчитывается в стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, санаторий без указания конкретного профиля названными Списками не предусмотрен, периоды простоя в связи с закрытием санатория на ремонт с 25.12.2002 г. по 10.06.2003 г, с 23.12.2008 г. по 31.12.2008 г, с 06.04.2009 г. по 31.05.2009 г, так как не предусмотрен Правилами от 11.07.2002 г. N 516.
Специальный стаж Труфановой Т.Г. на дату обращения в пенсионный орган (15.05.2018 г.) по подсчету ответчика составил 17 лет 09 месяцев 29 дней.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N781).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных требований Труфановой Т.Г. в части включения в подсчет специального стажа периода с 28.12.2010 г. по 23.11.2021 г, включая периоды нахождения на курсах повышения квалификации, суды дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, учредительным документам, лицензиям об осуществлении медицинской деятельности, действиям работодателя, выразившихся в представлении в Пенсионный фонд сведений о работе истицы в указанной организации без указания кода льгот, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Труфановой Т.Г. на дату обращения к ответчику требуемого стажа лечебной деятельности, и отсутствия права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", поскольку истцом в материалы дела не представлены доказательства условий и характера работы в санатории в соответствии с профилем, указанным в пункте 21 раздела "Наименование учреждений": в детском для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические, т.к. выданные работодателем справки, уточняющие характер работы указанные сведения не содержат.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Списков должностей и учреждений, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, от 29 октября 2002 года N 781, Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.08.2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные Труфановой Т.Г. в жалобе доводы о представлении в материалы дела доказательств осуществления в спорный период лечебной деятельности в учреждении, предусмотренном Списками, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки истца в кассационной жалобе на оказание медицинской помощи больным с опорно-двигательным аппаратом и по ревматологии, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку представленные в материалы дела документы, не подтверждают указанные обстоятельства.
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Советского районного суда г. Тулы от 9 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 16 марта 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Труфановой Татьяны Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.