Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 22 августа 2022 года гражданское дело по иску Айзенберга Александра Петровича к Прокуратуре Воронежской области о признании незаконным увольнения, восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и взыскании частично невыплаченной заработной платы
по кассационной жалобе Айзенберга Александра Петровича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 31 марта 2022 года по гражданскому делу N 33-1789/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения истца Айзенберга А.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Айзенберг А.П. обратился в суд с иском к прокуратуре Воронежской области о признании незаконным увольнения, восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и взыскании частично невыплаченной заработной платы.
Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 10 декабря 2021 года исковые требования Айзенберга А.П. удовлетворены частично: признан незаконным приказ прокуратуры Воронежской области от 9 августа 2021 года N 196-лс в части увольнения Айзенберга А.П. из органов прокуратуры; Айзенберг А.П. восстановлен в ранее занимаемой должности помощника Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с 11 августа 2021 года; с прокуратуры Воронежской области в пользу Айзенберга А.П. взыскана заработная плата за время вынужденного прогула за период с 11 августа 2021 года по 10 декабря 2021 года в размере 226136 руб. 50 коп, компенсация морального вреда в размере 17000 руб. В остальной части исковых требований отказано. С прокуратуры Воронежской области взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 5761 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 31 марта 2022 года решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 10 декабря 2021 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Айзенберга А.П.
В поданной кассационной жалобе Айзенберг А.П. просит отменить принятый судебный акт апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на отсутствие оснований для его увольнения в связи с выходом основного работника.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, изучив возражения прокуратуры по доводам кассационной жалобы, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом, Айзенберг А.П. с 18 сентября 2007 года до 22 июня 2018 года занимал различные должности в органах прокуратуры Воронежской области и Ростовской областей.
На основании приказа от 21 июня 2018 года Айзенберг А.П. освобожден от должности заместителя прокурора Пролетарского района и уволен 22 июня 2018 года из прокуратуры Ростовской области по его просьбе в порядке перевода в прокуратуру Воронежской области (пункт 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации). Действие трудового договора от 18 сентября 2014 года N1754 прекращено.
Приказом от 25 июня 2018 года Айзенберг А.П. назначен 25 июня 2018 года на должность помощника прокурора Советского района г. Воронежа Воронежской области на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется основное место работы, на основании рапорта Айзенберга А.П. от 25 июня 2018 года. 25 июня 2018 года между прокуратурой Воронежской области и Айзенбергом А.П. заключен срочный трудовой договор N52.
На основании приказа от 13 ноября 2018 года N292-л Айзенберг А.П. назначен 13 ноября 2018 года на должность помощника Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Воронежской области, трудовой договор от 25 июня 2018 года N52 по должности помощника прокурора Советского района г.Воронежа Воронежской области расторгнут. Приказ издан на основании рапорта Айзенберга А.П. о назначении его на должность помощника Воронежского прокурора по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях и одновременном расторжении срочного трудового договора N 52 от 25 июня 2018 года.
Согласно трудовому договору N79 от 13 ноября 2018 года, заключенному между прокуратурой Воронежской области и Айзенбергом А.П, прокурорский работник принимается на федеральную государственную службу в прокуратуру Воронежской области на должность федеральной государственной службы помощника Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Воронежской области по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ворошилова, д. 22, корп. 98. Трудовой договор заключен на неопределенный срок.
Приказом от 25 мая 2020 года N137-л Айзенберг А.П. назначен 25 февраля 2020 года на должность помощника прокурора Советского района г.Воронежа Воронежской области на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется основное место работы и одновременно освобожден от должности помощника Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Основанием для издания приказа указан рапорт Айзенберга А.П. от 25 мая 2020 года аналогичного содержания, а также трудовой договор N29 заключенный 25 мая 2020 года между прокуратурой Воронежской области и Айзенбергом А.П, на определенный срок не более пяти лет на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется основное место работы.
Согласно материалам дела, 26 января 2021 года Айзенберг А.П. уведомлен об истечении 16 февраля 2021 года срока, заключенного с ним срочного трудового договора N29 от 25 мая 2020 года.
Приказом от 15 февраля 2021 года N43-лс Айзенберг А.П. назначен 16 февраля 2021 года на должность помощника прокурора Коминтерновского района г. Воронежа Воронежской области на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется основное место работы, срочный трудовой договор N29 от 25 мая 2020 года расторгнут.
Основанием для издания данного приказа указан рапорт Айзенберга А.П. от 15 февраля 2021 года аналогичного содержания, трудовой договор N9 от 15 февраля 2021 года, заключенный между прокуратурой Воронежской области и Айзенбергом А.П. на определенный срок не более пяти лет на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется основное место работы.
Как следует из материалов дела, 30 июля 2021 года Айзенберг А.П. уведомлен об истечении 10 августа 2021 года срока, заключенного с ним срочного трудового договора N9 от 15 февраля 2021 года.
Приказом от 9 августа 2021 года N196-лс Айзенберг А.П. освобожден 10 августа 2021 года от занимаемой должности помощника прокурора Коминтерновского района г. Воронежа Воронежской области и уволен из органов прокуратуры по истечению срока срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется основное место работы (пункт 2 части 1 статьи 77, статья 79 Трудового кодекса Российской Федерации). Срочный трудовой договор N 9 от 15 февраля 2021 года с 11 августа 2021 года расторгнут.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Айзенберга А.П. о признании увольнения незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что Айзенберг А.П. с рапортом о прекращении трудового договора N79 от 13 ноября 2018 года к работодателю не обращался, приказ от 25 мая 2020 года N137-л не содержит сведений о том, что трудовой договор N79 от 13 ноября 2018 года, заключенный с истцом на неопределенный срок, расторгнут.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Айзенберга А.П. пришел к выводу, что между истцом и прокуратурой Воронежской области заключен срочный трудовой договор, вынужденный характер его заключения не доказан истцом, в установленном законом порядке не обжалован, порядок расторжения договора и увольнения истца соблюдены.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37). Данное право может быть реализовано гражданином в различных формах, в том числе путем поступления на государственную гражданскую службу.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда (абзацы первый - третий статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (часть 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Одним из принципов государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, является принцип стабильности гражданской службы (пункт 5 статьи 4 названного закона).
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы оформляется соглашением - служебным контрактом между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Существенными условиями служебного контракта, в частности, являются: дата начала исполнения должностных обязанностей, права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент, права и обязанности представителя нанимателя, условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (пункты 2, 3, 5, 8 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Частью 5 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ установлено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
В частях 7 и 8 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ указано, что запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.
Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом (части 1 и 5 статьи 26 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт (часть 1 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и другими федеральными законами (часть 3 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
В части 4 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ определено, что срочный служебный контракт заключается, в частности, в случае: замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с названным федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы (пункт 2); замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта (пункт 6).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является истечение срока действия срочного служебного контракта.
Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено Федеральным законом (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Наряду с нормами, регулирующими заключение срочного служебного контракта для замещения должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего, а также прекращение такого контракта, в Федеральном законе от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ в статье 30 определен порядок временного замещения гражданским служащим иной, не обусловленной служебным контрактом должности гражданской службы, ранее замещаемой временно отсутствующим гражданским служащим.
Так, частью 3 статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ предусмотрено, что по соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.
Вместе с тем в названной статье не содержится норм, регулирующих отношения сторон служебного контракта по окончании срока временного перевода гражданского служащего на иную должность в том же государственном органе на период временного отсутствия гражданского служащего, ранее замещающего такую должность.
Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с гражданской службой.
Эта правовая позиция отражена в преамбуле Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года).
В Трудовом кодексе Российской Федерации в части 1 статьи 72.2, определяющей порядок и условия временного перевода работника на другую работу, закреплена норма, согласно которой по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает случаи временного перевода на другую работу, при этом по письменному соглашению сторон работник может замещать временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, до выхода этого работника на работу. По окончании срока перевода работнику гарантируется предоставление прежней работы, в случае же, если прежняя работа работнику не предоставлена, он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года N 1912-О, от 16 июля 2015 года N1658-О).
Из приведенных нормативных положений Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих.
Прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы осуществляются на основе служебного контракта, который заключается между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим на неопределенный или определенный срок
При этом законодательство, регулирующее отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, устанавливая требования к содержанию контракта, права сторон по определению его условий и виды контрактов (служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт), по общему правилу не наделяет представителя нанимателя правом переоформить контракт, заключенный с гражданским служащим на неопределенный срок, на срочный служебный контракт.
Назначение гражданского служащего, проходящего гражданскую службу на условиях служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на иную (невакантную) должность гражданской службы в том же государственном органе в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ возможно только по соглашению сторон служебного контракта, осуществляется на период временного отсутствия гражданского служащего, замещающего такую должность (болезнь, отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет и др.) и оформляется актом государственного органа о назначении на должность гражданской службы.
Ввиду того, что в Федеральном законе от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ лишь статья 30 регламентирует порядок временного перевода гражданского служащего на иную должность в том же государственном органе на период временного отсутствия гражданского служащего, замещающего такую должность, и в названной статье не содержится норм, регулирующих отношения сторон служебного контракта по окончании срока этого временного перевода, в силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ в таком случае подлежат применению положения части 1 статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации, по смыслу которых по окончании срока временного перевода работника на другую работу ему гарантируется предоставление прежней работы.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом. Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 43 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или организации прокуратуры.
Из приведенных норм закона в их взаимосвязи следует, что правоотношения на службе в органах прокуратуры между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, который заключается от имени Российской Федерации уполномоченным руководителем органа прокуратуры с гражданином на не определенный или на определенный срок. Назначение сотрудника, с которым ранее был заключен контракт на неопределенный срок, на другую должность в органах прокуратуры, в частности на должность временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется должность в органах прокуратуры, производится с его письменного согласия, перезаключения ранее заключенного контракта с таким сотрудником не требуется.
Суд апелляционной инстанции при разрешении исковых требований Айзенберга А.П. о признании увольнения незаконным приведенные нормативные положения, определяющие основания и порядок заключения служебного контракта, его существенные условия и значение служебного контракта при оформлении служебных отношений, а также условия для временного замещения гражданским служащим иной должности гражданской службы, ранее замещаемой временно отсутствующим гражданским служащим, не применил, вследствие чего не установилдействительные правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, оставив без внимания подлежащие применению к спорным отношениям в системной взаимосвязи нормы части 3 статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, определяющие порядок временного перевода гражданского служащего для замещения должности временно отсутствующего гражданского служащего, и положения части 1 статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из которых представитель нанимателя не вправе отказать гражданскому служащему, ранее проходившему службу на условиях служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и назначенному в порядке перевода по основному месту службы временно на иную должность гражданской службы на период отсутствия другого гражданского служащего, в предоставлении по окончании срока такого перевода по его требованию прежней должности.
Вследствие неправильного применения норм материального права суд апелляционной инстанции не установилдействительные правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: было ли прекращено в установленном законом порядке действие служебного контракта от 13 ноября 2018 года, заключенного с Айзенбергом А.П. на неопределенный срок, после назначения его приказом от 25 мая 2020 года N137-л на должность помощника прокурора Советского района г. Воронежа Воронежской области на период отсутствия основного работника, за которым сохраняется должность, и после назначения его приказом от 15 февраля 2021 года N43-лс на должность помощника прокурора Коминтерновского района г. Воронежа Воронежской области на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется основное место работы; имелись ли в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ основания для заключения с Айзенбергом А.П, проходившего гражданскую службу на условиях служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, срочных служебных контрактов от 25 мая 2020 года и от 15 февраля 2021 года, в связи с назначением его на иную должность гражданской службы (на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность гражданской службы), учитывая содержание рапортов Айзенберга А.П. о назначении на должность на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, в которых отсутствует просьба о расторжении контракта, а также обращение Айзенберга А.П. о предоставлении ему прежней постоянной должности помощника Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях, адресованное прокурору Воронежской области до увольнения.
В нарушение статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации названные юридически значимые для правильного разрешения настоящего спора обстоятельства судом апелляционной инстанции не устанавливались и не исследовались, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, какой-либо правовой оценки судебной инстанции согласно правилам, установленным статьями 67, 71, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Айзенберга А.П, суд апелляционной инстанции положения приведенных норм процессуального права не учел и не принял во внимание, что обоснованным признается судебное решение, в котором всесторонне и полно установлены все юридически значимые для дела факты, подтвержденные доказательствами, а сами выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 31 марта 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Воронежский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.