Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Вербышевой Ю.А. и Ефимовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алениной Н. Ф. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе Алениной Н. Ф. на решение Советского районного суда г. Орла от 21 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 30 марта 2022 г.
заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А,
УСТАНОВИЛА:
Аленина Н.Ф. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения. Просила суд возложить на ответчика обязанность включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Орле; обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение в г. Орле по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью по норме предоставления на одного человека.
Решением Советского районного суда г. Орла от 21 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 30 марта 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные постановления. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что Аленина Н.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, "данные изъяты"
"данные изъяты"
Постановлением администрации г. Орла N от 13 февраля 2007 г. Алениной Н.Ф. как сироте по договору социального найма жилого помещения предоставлена комната площадью 12, 5 кв.м в коммунальной квартире, расположенной по адресу: "адрес".
Указанная квартира общей площадью 69, 3 кв.м, состоит из трех комнат (12, 5, 13, 3 и 17, 4 = 43, 2 кв.м) и общей площадью подсобных помещений 26, 10 кв.м (23, 5+2, 6).
С Алениной Н.Ф. 21 февраля 2007 г. заключен договор социального найма указанного жилого помещения.
В данном жилом помещении истец с ДД.ММ.ГГГГ г. зарегистрирована и проживает с двумя несовершеннолетними детьми, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По делу также установлено, что 3 февраля 2021 г. Аленина Н.Ф. обратилась в администрацию г. Орла с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением администрации г. Орла N от 26 марта 2021 г. в удовлетворении указанного заявления отказано в связи с достижением Алениной Н.Ф. возраста 42 лет и невозможностью рассматривать ее в качестве лица, имеющего право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Разрешая исковые требования, суд руководствовался положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. N 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловкой области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2006 г. N 5/058-ГС, которым установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м и учетная норма площади жилого помещения в размере 11, 5 кв.м общей площади жилого помещения, исходил из того, что Аленина Н.Ф. была обеспечена жилым помещением по действующей на тот момент норме предоставления, а в администрацию г. Орла с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в специализированном жилом помещении обратилась после достижения возраста 23 лет (по достижении 42 лет). В связи с чем суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.
При проверке состоявшегося по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы истца о том, что предоставление ей в 2007 году комнаты в коммунальной квартире не является надлежащим обеспечением ее жилым помещением, судебная коллегия областного суда указала, что в общую площадь предоставленной Алениной Н.Ф. комнаты, как части коммунальной квартиры, подлежит включению жилая площадь самой комнаты (12, 5 кв.м), а также доля площади всех вспомогательных помещений квартиры, которая составляет 7, 55 кв.м, что составляет 20, 5 кв.м или 20/69 долей, что больше действовавшей на дату предоставления нормы предоставления жилого помещения, которая составляла 18 кв.м.
Таким образом, право Алениной Н.Ф. на предоставление жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей, было реализовано в феврале 2007 года.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Ссылки в кассационной жалобе на нарушение администрацией г. Орла части 6 статьи 57, статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации основаны на неправильном понимании и толковании истцом соответствующих норм материального права.
Несогласие с оценкой, данной судами представленным доказательствам, и установленным судами обстоятельствам не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены судебных актов, постановленных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 21 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 30 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Алениной Н. Ф. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.