Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 22 августа 2022 года гражданское дело по иску Батурина Валерия Константиновича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда по Липецкой области о включении периодов работы в специальный стаж, обязании произвести перерасчет пенсии с применением иного стажевого коэффициента, о перерасчете пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации
по кассационной жалобе Батурина Валерия Константиновича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 20 апреля 2022 года по гражданскому делу N 33-1282/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Батурин В.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда по Липецкой области (далее по тексту - ГУ ОПФР по Липецкой области) о включении периодов работы в специальный стаж, обязании произвести перерасчет.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 12 января 2022 года исковые требования Батурина В.К. удовлетворены: на ответчика возложена обязанность засчитать Батурину В.К. в специальный стаж по Списку N 2 периоды: с 12.11.1971 года по 17.11.1973 года, с 21.07.1971 года по 09.10.1971 года, с 23.05.1974 года по 10.07.1974 года, и произвести перерасчет пенсии с 01.01.2002 года с применением стажевого коэффициента "0, 59" вместо примененного "0, 57"; произвести перерасчет назначенной Батурину В.К. пенсии с 01.01.2002 года по 31.08.2006 года с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) "1, 7" вместо примененного "1, 2".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 20 апреля 2022 года решение суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет назначенной Батурину В.К. пенсии с 01.01.2002 года по 31.08.2006 года с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) "1, 7", вместо примененного "1, 2" отменено. В этой части принято новое решение, которым Батурину В.К. отказано в удовлетворении требований в указанной части. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Батурин В.К. ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для перерасчета трудовой пенсии по старости с учетом применения отношения заработков 1, 7, т.к. не требуется достижения 55 летнего возраста, поскольку достаточно страхового стажа 25 лет и проживания в районах Крайнего Севера 15 лет.
Поскольку судебный акт обжалуется в части отказа в удовлетворении исковых требований, оснований для проверки судебного акта в полном объеме у судебной коллегии кассационного суда не имеется.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного по делу судебного постановления по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по делу допущено не было.
Как установлено судом, 10.08.2001 года Батурину В.К. назначена пенсия в соответствии с абзацем 1 ст. 14 и абзацем 1 пункта "б" ст.12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по достижении возраста 50 лет с учетом положений ст. 29 Закона РФ N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
На момент назначения пенсии общий трудовой стаж Батурина В.К. в календарном исчислении составил 26 лет 01 месяц 01 день, трудовой стаж в районе Крайнего Севера в календарном исчислении составляет 24 года 00 месяцев 26 дней, стаж работы по Списку N 2 -14 лет 07 месяцев 18 дней.
С 01.01.2002 года Батурину В.К. осуществлена конвертация его пенсионных прав по документам пенсионного дела исходя из среднемесячного заработка за период работы в районе Крайнего Севера с 01.05.1984 года по 30.04.1985 года. При этом его фактическое отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период составила 3, 539, но ограничено величиной 1, 2.
В связи с достижением возраста 55 лет 10.08.2006 года по заявлению Батурина В.К. от 11.08.2006 года пенсионным органом произведен перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом применения отношения заработков 1, 7 с 01.09.2006 года, то есть с 1-ого числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления, что предусмотрено нормами ст. 20 Федерального Закона РФ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
С 1 января 2002 года назначение и выплата трудовой пенсии в Российской Федерации производились в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Статьей 112 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который утратил силу с 1 января 2002 года, устанавливалось, что за гражданами, которым пенсия по старости назначалась в соответствии со статьей 14 данного Закона в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае их выезда на новое постоянное место жительства сохранялся размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента.
Закон РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространил это право на всех лиц, проработавших не менее 15 - 20 календарных лет в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях независимо от вида назначаемой пенсии (часть первая статьи 31).
Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" был введен новый порядок исчисления пенсий - с применением индивидуального коэффициента пенсионера, для определения которого использовалось отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране в размере, не превышающем 1, 2. Этот порядок не предусматривал применение районных коэффициентов.
В дальнейшем с целью повышения уровня социальной защиты пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 122-ФЗ ""О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" для исчисления пенсий этих лиц с применением индивидуального коэффициента пенсионера установилповышенные размеры отношения среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране - от 1, 4 до 1, 9.
Так, при определении индивидуального коэффициента пенсионера лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в следующих размерах:
не свыше 1, 4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5;
не свыше 1, 7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8;
не свыше 1, 9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Одновременно в качестве новой льготы для пенсионеров, выезжающих на постоянное жительство за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, законодатель предусмотрел сохранение для них указанного отношения в повышенном размере только при условии достижения ими возраста 50 и 55 лет соответственно для женщин и мужчин.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г, было определено, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период (ЗР/ЗГ1) в размерах не свыше 1, 4, 1, 7, 1, 9 применяется для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 стати 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
К лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона, относятся: мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Вопрос о порядке исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости с 1 января 2002 года в отношении лиц, имеющих необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях (двойное снижение пенсионного возраста), в части увязывания права таких лиц, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на применение повышенного соотношения заработных плат с достижением ими определенного возраста, был предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации по запросу Саяногорского суда Республики Хакасия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 2 октября 2003 г. N 380-О, дифференциация при регулировании законодателем предельной величины отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, применяемая для исчисления пенсий в зависимости от того, в каком регионе постоянно проживает пенсионер, учитывает особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12. 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указано, что оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, в связи с чем отношение заработков в повышенном размере может учитываться мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-Ф3 статья 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" изложена в новой редакции, где абзацем шестнадцатым пункта 3 предусмотрено, что лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в повышенных размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Таким образом, отсутствие в законе требований к достижению определенного возраста лица, претендующего на повышенное отношение заработной платы при расчете размера пенсии в случае выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, введено Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 213-Ф3, вступившим в законную силу с 1 января 2010 года (ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ, размеры трудовых пенсий, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пересчитываются с 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Разрешая спор, удовлетворяя требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет назначенной Батурину В.К. пенсии с 01.01.2002 года по 31.08.2006 года с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ 1, 7 вместо 1, 2, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с законодательством условием для применения при расчете размера пенсии повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ является подтверждение факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо наличие необходимого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 года.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части, суд апелляционной инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу, что Батурину В.К. в беззаявительном порядке произведен перерасчет пенсии с 01.01.2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и установлен коэффициент по заработной плате 1, 2, как лицу, проживающему за пределами "северных" регионов, имеющему необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и страховой стаж, но не достигшему 55-летнего возраста.
Суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что в период с 01.01.2002 г. по 31.08.2006 г. правом на применение повышенного отношения заработной платы независимо от места жительства пенсионера за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей пользовались мужчины, достигшие возраста 55 лет. В связи с чем, оснований для удовлетворения требований в данной части у суда не имелось.
В обжалуемом судебном постановлении приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ, Федерального закона от 8 августа 2001 года N 122-ФЗ "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные Батуриным В.К. в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для перерасчета пенсии с 01.01.2002 года по 31.08.2006 года с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) "1, 7" по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут.
Ссылки истца в кассационной жалобе на наличие права на перерасчет пенсии с 01.01.2002 г, судебная коллегия находит основанными на неверном
толковании норм материального права.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Батурина Валерия Константиновича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.