Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Филатовой В.Ю, судей Матросовой Г.В, Шеховцовой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 8 августа 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Моисеевой Т.А. к администрации города Тулы о признании отстранения от работы незаконным, возложении обязанности допустить до работы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Моисеевой Т.А. на решение Центрального районного суда города Тулы от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 27 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Моисеева Т.А. обратилась в суд с иском к к администрации города Тулы о признании отстранения от работы незаконным, возложении обязанности допустить до работы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Решением Центрального районного суда города Тулы от 29 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 27 апреля 2022 года, в удовлетворении исковых требований Моисеевой Т.А. отказано.
В кассационной жалобе Моисеева Т.А. просит решение Центрального районного суда города Тулы от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 27 апреля 2022 года отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, в связи с допущенными судом нарушениями норм материального права, ненадлежащей оценкой, данной судом, представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании заключенного 1 января 2004 года между Финансово-казначейским управлением Управы города Тулы и Моисеевой Т.А. трудового договора, Моисеева Т.А. принята на муниципальную службу в Финансово-казначейское управление Управы города Тулы и назначена на муниципальную службу заместителя начальника отдела планирования расходов бюджетной сферы.
В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от 31 декабря 2010 года, заключенным между администрацией города Тулы и истцом, Моисеева Т.А. принята в администрацию города Тулы на должность муниципальной службы заместителя начальника отдела финансирования социальной сферы и органов местного самоуправления.
На основании дополнительного соглашения к трудовому договору от 28 декабря 2015 года, Моисеева Т.А. назначена на должность муниципальной службы начальника отдела финансирования социальной сферы и органов местного самоуправления финансового управления администрации города Тулы".
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 18 июня 2021 года N 2 "Об обязательном проведении профилактических прививок отдельных групп граждан" необходимо обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, включая государственным гражданским служащим Тульской области, муниципальным служащим, работникам органов власти Тульской области и местного самоуправления.
Руководителям организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим указанную деятельность, поручено в срок до 15 июля 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 августа 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60 % от общей численности работников; усилить информационно-разъяснительную работу по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок; определить категории работников, подлежащих вакцинации в соответствии с действующим законодательством.
18 июня 2021 года в целях реализации Указов Губернатора Тульской области от 15 июня 2021 N 62 и 17 июня 2021 года N 64 администрацией города Тулы 1 июля 2021 года издано распоряжение N 4/16-р "О мерах по организации проведения профилактических прививок (вакцинации) по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2".
В пункте 1 указанного распоряжения определены категории сотрудников отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Тулы, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции.
Распоряжениями администрации города Тулы от 14 июля 2021 года и 12 августа 2021 года были внесены дополнения и изменения в распоряжение администрации города Тулы от 1 июля 2021 года.
Из пункта 5 распоряжения от 12 августа 2021 года следует, что сотрудники, не прошедшие вакцинацию первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 15 августа 2021 года и не относящиеся категориям, указанным в абзацах 2, 3 пункта 4 настоящего распоряжения, а также сотрудники, перенесшие заболевание, вызванное новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), по истечении 6 месяцев со дня их выздоровления, не прошедшие в течение 14 календарных дней вакцинацию первым компонентом или однокомпонентной вакциной, отстраняются от работы в установленном действующим законодательством порядке на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы, без сохранения денежного содержания (заработной платы).
Основанием для допуска к работе является представление представителю нанимателя (работодателю) сертификата профилактических прививок, содержащего сведения о прохождении вакцинации против COVID-19 либо отмена постановления Главного государственного санитарного врача Тульской области от 18 июня 2021 года N 2 "Об обязательном проведении профилактических прививок отдельных групп граждан".
После ознакомления с распоряжением, 14 июля 2021 года Моисеева Т.А. обратилась к руководителю аппарата администрации города Тулы с заявлением об отказе пройти вакцинацию от коронавирусной инфекции (COVID-19), реализовав свое право, установленное частью 1 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ от 17 сентября 1998 года "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
В соответствии с приказом от 13 августа 2021 года N 2/455-пр N 1026, Моисеева Т.А. отстранена от работы как лицо, не имеющее противопоказаний для вакцинации, на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы, либо отмены постановления Главного санитарного врача по Тульской области от 18 июня 2021 года N 2 без начисления денежного содержания
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований о признании приказа N 102/455-пр от 13 августа 2021 года об отстранении от работы незаконным, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 16, 21, 76 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 года N 1307н "О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям", исходил из того, что профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о том, что истец, как муниципальный служащий, относится к числу лиц, обязанных выполнять требования санитарного законодательства и подлежащих обязательной вакцинации. В связи с отсутствием доказательств, подтверждающих факт прохождения процедуры вакцинации либо документов о наличии противопоказаний к профилактической прививке против COVID-19, суд обоснованно признал приказ об отстранении от работы соответствующим требованиям законодательства.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебной инстанцией и представленным доказательствам.
Изложенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для отстранения истца от работы повторяют доводы, являвшиеся предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом обоснованно не приняты.
Доводы кассационной жалобы о наличии дискриминации в действиях работодателя являются необоснованными.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно абзацу второму статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В связи с тем, что работодатель исполнял требования Главного государственного санитарного врача по Тульской области, который в постановлении от 18 июня 2021 года N 2 "Об обязательном проведении профилактических прививок отдельных групп граждан", в качестве граждан, подлежащих обязательной вакцинации, определилмуниципальных служащих администрации города Тулы, его действия не носят дискриминационного характера.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно учтено, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работника, не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей в сфере медицины.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 года N 1867-О).
Таким образом, действия ответчика как работодателя в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации и дискриминация работника, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Не являются основанием для отмены судебных постановлений доводы кассационной жалобы о том, что истец после окончания периода эпидемиологического благополучия до настоящего времени не допущена к работе, поскольку предметом заявленного спора не являлись обстоятельства, наступившие после издания Губернатором Тульской области Указа 30 мая 2022 года N 48 "О приостановлении действия отдельных положений Указа Губернатора Тульской области от 15 июня 2021 года N 62".
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Тулы от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Моисеевой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.