Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Потеминой Е.В, судей Ситникова В.С, Черновой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астахова Романа Валерьевича к администрации г. Ливны Орловской области о признании права на обеспечение мерами социальной поддержки
по кассационной жалобе Астахова Романа Валерьевича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 4 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Ситникова В.С, судебная коллегия
установила:
Астахов Р.В. обратился в суд с иском к администрации г. Ливны Орловской области, Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о признании права на обеспечение мерами социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Решением Советского районного суда г. Орла от 24 января 2022 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 4 мая 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое об отказе в удовлетворении иска.
Астахов Р.В. в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене обжалуемого апелляционного определения как незаконного.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой обжалуемый акт подлежит проверке в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Астахов Р.В. является участником боевых действий, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе войсковой части N и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе войсковой части N принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (Республика Чечня).
ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано удостоверение "Ветеран боевых действий", которое впоследствии утеряно.
ДД.ММ.ГГГГ выдан дубликат данного удостоверения.
Согласно удостоверению Астахов Р.В. является ветераном боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
В собственности у истца жилых помещений не имеется, он зарегистрирован и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес".
Совместно с ним по указанному адресу зарегистрирована "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ Астахов Р.В. как лицо, относящееся к категории ветеран боевых действий, обратился в администрацию г. Ливны с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, приложив пакет документов (копии паспорта, домовой книги, удостоверения ветерана боевых действий, справки военного комиссариата). Также в заявлении собственноручно указал, что ему разъяснено о необходимости обратиться с заявлением о признании его малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма с приложением пакета документов.
Постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Ливны с учетом решения общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол от ДД.ММ.ГГГГ N) Астахову Р.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ Астахову Р.В. письмом исполняющего обязанности главы г. Ливны от ДД.ММ.ГГГГ было разъяснено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, имеют право малоимущие граждане, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку Астахов Р.В. не признан малоимущим, так как с таким заявлением с необходимыми документами он в администрацию г. Ливны не обращался, то на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Астахов Р.В. обосновывал свое право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета, предусмотренных положениями подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", предусматривающих такое право для ветеранов боевых действий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Астахов Р.В. в силу подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" имеет право получить меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветеран боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона, нуждающийся в улучшении жилищных условий. За Астаховым Р.В. признано право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем как ветерана боевых действий, установленных п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", как вставшего на учет нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2005 г. На администрацию г. Ливны Орловской области возложена обязанность внести Астахова Р.В. в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". На администрацию г. Ливны Орловской области возложена обязанность направить список в Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области для включения Астахова Р.В. в сводный реестр инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь ст. ст. 16, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ст. 57 ЖК РФ, исследовав в совокупности доказательства, исходил из того, что Астахов Р.В. до 1 января 2005 г. не обращался в администрацию г. Ливны с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с предоставлением необходимых документов, и, соответственно, не был поставлен на такой учет. У Астахова Р.В. отсутствуют законные основания быть включенным в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Поскольку действующее законодательство не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения ветеранов боевых действий, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г, жилыми помещениями по договору социального найма, то они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Так, судом апелляционной инстанции верно принято во внимание, что в соответствии с положениями подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 г, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ N, данный Порядок распространяется на категории граждан, поименованных в нем, в том числе на ветеранов боевых действий, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ
Суд апелляционной инстанции указал, что вопрос об обеспечении жилым помещением Астахова Р.В, который не стоял на учете нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ, подлежит разрешению исходя из нуждаемости в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, однако, истец не обращался в администрацию г. Ливны с заявлением о признании его малоимущим с приложением пакета документов в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, для признания истца нуждающимся в предоставлении жилого помещении ему необходимо было представить доказательства, подтверждающие наличие у него предусмотренного жилищным законодательством основания для постановки его на соответствующий учет, в частности, свидетельствующие о том, что он является малоимущим.
Таких доказательств судебной коллегии областного суда представлено не было.
Данные выводы суда апелляционной инстанции основаны на нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку доказательств и установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств настоящего дела, а потому не могут служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 4 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Астахова Романа Валерьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.