Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Абдрахмановой Э.Г, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тимофеевой Аллы Владимировны на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 02 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 23 мая 2022 года по административному делу N 2а-339/2022 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области к Тимофеевой Алле Владимировне о взыскании обязательных платежей и санкций, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, выслушав представителя МИФНС России N 22 по Челябинской области Плетневу О.А, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области (далее МИФНС России N22 по Челябинской области) обратилась в суд с административным иском к Тимофеевой А.В. о взыскании недоимки:
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2019 год в размере 2 560 рублей, пени за период с 02 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года в размере 5 рублей 44 копейки, пени, начисленных на недоимку за 2018 год, за период с 23 декабря 2019 года по 06 ноября 2020 года в размере 119 рублей 74 копейки;
- по транспортному налогу с физических лиц: налог за 2019 год в размере 33 063 рубля 21 копейка, пеня с 02 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года в размере 97 рублей 54 копейки, пени, начисленных на недоимку за 2018 год, за период с 23 декабря 2019 года по 06 ноября 2020 года в размере 2 361 рубль 18 копеек;
- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2019 год в размере 1247 рублей, пеня за период с 02 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года в размере 2 рубля 65 копеек, пени, начисленных на недоимку за 2018 год, за период с 23 декабря 2019 года по 06 ноября 2020 года в размере 64 рубля 15 копеек.
Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 02 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 23 мая 2022 года требования налогового органа удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 04 августа 2022 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Тимофеева просит отменить решение Сосновского районного суда Челябинской области от 02 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 23 мая 2022 года, принять по делу новое решение об отказе налоговому органу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на пропуск налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском. Также ссылается на то, что не представлены доказательства своевременного направления в ее адрес требований об уплате налога.
В отзыве на кассационную жалобу МИФНС России N22 по Челябинской области просит решение Сосновского районного суда Челябинской области от 02 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 23 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тимофеевой А.В. - без удовлетворения.
Тимофеева А.В. в суд кассационной инстанции не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель МИФНС России N22 по Челябинской области Плетнева О.А. возражала против удовлетворения кассационной жалобы, полагая о законности принятых по делу судебных актов.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного выше лица, извещенной надлежащим образом и не явившейся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителя МИФНС России N 22 по Челябинской области, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 398 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Тимофеева А.В. в 2018, 2019 годах являлась собственником транспортного средства автомобиля БМВ 740LI, мощность двигателя 306 лошадиных сил, государственный регистрационный знак "данные изъяты", жилого дома и земельного участка по адресу: "данные изъяты"
Задолженность за 2018 год и пени, начисленные за период с 03 декабря по 22 декабря 2019 года: по транспортному налогу в размере 45 900 руб, пени в размере 196, 22 руб, по налогу на имущество в размере 2 328 руб, по земельному налогу в размере 1 247 руб. на основании судебного приказа N 2а-1253/2020, выданного мировым судьей судебного участка N2 Сосновского района Челябинской области 29 мая 2020 года, взыскана с Тимофеевой А.В. в ходе исполнительного производства. Денежные средства перечислены взыскателю 06 ноября 2020 года.
В связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате налогов за 2018 год Тимофеевой А.В. направлено требование N 99782 по состоянию на 20 ноября 2020 года об уплате пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 2 557, 40 руб, пени по налогу на имущество в размере 129, 70 руб, пени по земельному налогу в размере 69, 48 руб, сроком уплаты до 12 января 2021 года.
Согласно налоговому уведомлению N 25876420 от 03 августа 2020 года Тимофеевой А.В. начислены за 2019 год: транспортный налог в размере 45 900 руб, земельный налог в размере 1 247 руб, налог на имущество в размере 2 560 руб, оплата налога должна была быть произведена до 01 декабря 2020 года. В установленный срок налог Тимофеевой А.В. уплачен не был.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов за 2019 год Тимофеевой А.В. направлено требование N 109972 по состоянию на 17 декабря 2020 года об уплате недоимки за 2019 год и пени: по транспортному налогу в размере 45 900 руб, пени в размере 97, 54 руб, по налогу на имущество в размере 2 560 руб, пени в размере 5, 44 руб, по земельному налогу в размере 1 247 руб, пени в размере 2, 65 руб, сроком уплаты до 19 января 2021 года.
Задолженность по транспортному налогу за 2019 год уплачена Тимофеевой А.В. частично в размере 12 836, 79 руб. 23 января 2021 года.
Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Общая сумма налогов и пени превысила 3 000 руб. по требованию N 109972 по состоянию на 17 декабря 2020 года со сроком исполнения до 19 января 2021 года.
Мировым судьей судебного участка N 2 Сосновского района Челябинской области 09 июня 2021 года был выдан судебный приказ о взыскании с Тимофеевой А.В. задолженности за 2019 год по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество и пени, а также пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество за 2018 год за период с 23 декабря 2019 года по 06 ноября 2020 года.
Определением мирового судьи от 28 июня 2021 года судебный приказ о взыскании с Тимофеевой А.В. задолженности по налогам и пени был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 22 октября 2021 года. Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, налоговый орган обратился за взысканием недоимки в установленный законом срок.
Разрешая требования МИФНС России N 22 по Челябинской области, проверив порядок, процедуру взыскания, расчет задолженности по налогу и пени, сроки обращения в суд, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и взыскании с Тимофеевой А.М. недоимки за 2019 год по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество и пени, а также пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество за 2018 год за период с 23 декабря 2019 года по 06 ноября 2020 года, в заявленном в административном иске размере.
Судебная коллегия по административным делам областного суда, согласилась с данными выводами суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционном определении, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешилспор в соответствии с законом.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о нарушении срока, установленного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации срока направления налогоплательщику требования об уплате налога, несостоятельны.
Согласно пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановления от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (пункт 51) указал, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Учитывая, что недоимка по налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу за 2018 год и пени, начисленные за период с 03 декабря по 22 декабря 2019 года, взысканы с Тимофеевой А.В. на основании судебного приказа N 2а-1253/2020, выданного мировым судьей судебного участка N2 Сосновского района Челябинской области 29 мая 2020 года в ходе исполнительного производства, денежные средства перечислены взыскателю 06 ноября 2020 года, требование N 99782 по состоянию на 20 ноября 2020 года об уплате пени, начисленных на недоимку по налогам за 2018 год за период с 23 декабря 2019 года по 06 ноября 2020 года, направлено Тимофеевой А.В. 21 ноября 2020 года, то есть в установленный законом срок.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что налоговым органом в подтверждение направления в адрес Тимофеевой А.В. требований не представлены реестры почтовой корреспонденции, не могут быть приняты во внимание.
Пунктом 4 статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены способы передачи физическому лицу налогового уведомления и требования об уплате налога лично под расписку, направление по почте заказным письмом, передача через личный кабинет налогоплательщика.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (абзац 3 пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Тимофеева А.В. является пользователем сервиса личный кабинет налогоплательщика с 17 марта 2016 года. Требования N 99782 по состоянию на 20 ноября 2020 года, N 109972 по состоянию на 17 декабря 2020 года выгружены в личный кабинет налогоплательщика Тимофеевой А.В, что подтверждено скриншотами страниц сервиса личный кабинет налогопалетльщика.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение районного суда и апелляционное определение судебной коллегии областного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сосновского районного суда Челябинской области от 02 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 23 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тимофеевой Аллы Владимировны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.