Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Абдрахмановой Э.Г, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Березы Анатолия Анатольевича на решение Коркинского городского суда Челябинской области от 08 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 22 августа 2022 года по административному делу N 2а-965/2022 по административному иску Березы Анатолия Анатольевича об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Г. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения представителя административного истца Ганик Г.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Голованова А.И. об отсутствии оснований для отмены судебных актов, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Береза А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Коркинского округа о признании незаконным и отмене решения от 22 июля 2022 года N 45/577-5, которым заявителю отказано в регистрации кандидатом на должность депутата Собрания депутатов Коркинского муниципального округа первого созыва по одномандатному избирательному округу N 18, выдвинутой избирательным объединением "Местное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ", возложении обязанности зарегистрировать Березу А.А. кандидатом в депутаты.
В обоснование заявленных требований указано, что 22 июля 2022 года Территориальная избирательная комиссия Коркинского округа решением N45/577-5 отказала Березе А.А. в регистрации, выдвинутому избирательным объединением избирательным объединением "Местное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Челябинской области кандидатом на должность депутата Собрания депутатов Коркинского муниципального округа первого созыва по одномандатному избирательному округу N18. Основанием для отказа в регистрации послужила информация ГУ МВД России по Челябинской области о наличии у него судимости. Административный истец полагает, что данное решение незаконно и подлежит отмене в виду того, что сведения о ранее имеющейся погашенной судимости в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты им были указаны именно в той редакции, в которой они указаны в справке, выданной ГУ МВД России по Челябинской области. Он не вводил в заблуждение ответчика по факту ранее предъявленных ему обвинений и отсутствия у него судимости на момент подачи заявления о регистрации его кандидатом в депутаты. Коркинский городской суд не назначал ему меру наказания, связанную с отбытием его в местах лишения свободы, а применил условно испытательный срок на 1 год, в течение которого он не допускал нарушений требования приговора, в связи с чем, в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость в отношении него была погашена по истечении испытательного срока. Законодатель в Федеральном законе определил, что не имеют права быть избранными граждане РФ, осужденные именно к лишению свободы за совершение преступлений, но избирательное действующее законодательство, в том числе закон, на который ссылается ответчик, не ограничивает в правах граждан на регистрацию кандидатами в муниципальные органы власти в отношении условно осужденных граждан, чья судимость погашена.
Считает, что указанные доводы являются основанием для отмены решения от 22 июля 2022 года N 45/577-5, с возложением обязанности на Территориальную избирательную комиссию Коркинского округа принять решение, которым зарегистрировать его кандидатом в депутаты Собрания депутатов Коркинского муниципального округа первого созыва по одномандатному избирательному округу N 18.
Решением Коркинского городского суда Челябинской области от 08 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 22 августа 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, через Коркинский городской суд Челябинской области 02 сентября 2022 года, административный истец Береза А.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранным в органы государственной власти.
В соответствии с подпунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 67-ФЗ) пассивное избирательное право представляет собой право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (подпункт 27 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных, в том числе частью 1 статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости (подпункт "б.1" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ одним из оснований отказа в регистрации кандидата является отсутствие у него пассивного избирательного права.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных законом.
Судами установлено и из материалов административного дела следует, что решением от 22 июля 2022 года N 45/577-5 Территориальной избирательной комиссией Коркинского округа Березе А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Коркинского муниципального округа первого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 со ссылкой на осуждение его приговором Коркинского городского суда Челябинской области от 27 июня 2018 года по пункту "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 1 год, условно, с испытательным сроком на 1 год. В соответствии с пунктом "а" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашена 27 июня 2019 года по истечении испытательного срока.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, пришел к верному выводу, что поскольку с даты погашения судимости административного истца по приговору Коркинского городского суда Челябинской области от 27 июня 2018 года по пункту "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации не прошло пяти лет, то у Березы А.А, в соответствии с подпунктом "б.1" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ, отсутствует пассивное избирательное право, а согласно подпункту "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ данное обстоятельство является основанием для отказа Березе А.А. в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Коркинского муниципального округа первого созыва по одномандатному избирательному округу N 18, в связи с чем, решение от 22 июля 2022 года N 45/577-5 Территориальной избирательной комиссией Коркинского округа законно и обоснованно.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами нижестоящих судов.
Так, из смысла подпункта "б.1" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что данная норма права содержит два основания для ограничения пассивного избирательного права:
1) не имеют права быть избранными до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение преступлений из приведенной группы;
2) не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления и до истечения пяти лет со дня снятия или погашения у них судимости.
Таким образом, поскольку со дня погашения судимости не прошло пяти лет, то пассивное избирательное право административного истца является ограниченным по первому основанию как лица, осужденного к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести и судимость у которого погашена.
При ином толковании подпункта "б.1" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ данное ограничение пассивного избирательного права теряет правовую сущность и целевую определенность.
Ссылка заявителя на неверное толкование судами понятия "лишение свободы", не основана на законе.
У государства есть право применять к виновным в совершении преступления уголовно-правовые санкции, в том числе и лишение свободы.
На основании пункта "л" статьи 44 Уголовного кодекса Российской Федерации, одним из видов наказания является лишение свободы на определенный срок.
Согласно части 1 статьи 56 Уголовного кодекса Российской Федерации лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.
В соответствии с частью 1 статьи 73 названного Кодекса, если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным.
Таким образом, сущность условного осуждения заключается в том, что суд, вынося обвинительный приговор, назначает осужденному конкретный вид наказания (в данном случае лишение свободы) и определяет его размер, но постановляет считать назначенное наказание условным, то есть не приводит его в исполнение под условием выполнения осужденным определенных требований.
В этой связи, с доводами кассационной жалобы административного истца о том, что суды не учли, что пятилетний срок после снятия и погашения судимости не применим к Березе А.А. как лицу, не отбывавшему реально назначенное наказание в виде лишения свободы, а потому необоснованно ограничил его пассивное избирательное право, судебная коллегия не соглашается, поскольку административный истец ошибочно толкует как нормы избирательного права, так и уголовный закон.
С учетом изложенного, суды нижестоящих инстанций с достаточной полнотой исследовали все обстоятельства административного дела, дали надлежащую оценку представленным доказательствам в их совокупности и, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, приняли обоснованные и законные судебные акты. Нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, не допущено, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Коркинского городского суда Челябинской области от 08 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 22 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Березы Анатолия Анатольевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 09 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.